Катер «Мангуст» — история создания проекта 12150 и его характеристики


Продолжаем обзор популярных представителей отечественного судостроения, и сегодня у нас на очереди патрульный катер Мангуст. Это судно поступило на службу почти 20 лет назад, и до сих пор ежегодно выпускаются его оригинальные образцы, а также усовершенствованные модификации. В статье рассмотрим историю проекта, ознакомимся с техническими параметрами данного плавсредства и узнаем стандартную комплектацию катера. Итак, приступаем!

Катер Мангуст

Проект 12150 или история создания катера «Мангуст»


Первые планы по разработке патрульного судна появились в конце 90-ых годов. Проектированием занимались сотрудники морского конструкторского бюро «Алмаз» в г. Санкт-Петербург, на счету которого уже числились десятки успешных масштабных проектов судов самого разного назначения. Специалисты качественно выполнили свою работу, и вскоре папка с эскизами новейшего катера глиссирующего типа получила гордое наименование «Проект 12150».

Стоит отметить, что разработка судна изначально проводилась с четко поставленными задачами. Конструкторы проектировали специальный быстроходный катер для патрулирования территориальных вод, проведения рейдов и обеспечения сопутствующих нужд силовых госструктур. И до сих пор судно используется строго по назначению: «Мангуст» можно увидеть лишь в рядах таможенной службы, МЧС, морской полиции, инспекции рыболовной охраны и подобных специализированных подразделений.

К 2000 году проект 12150 был готов к производственному запуску, которым занялся судостроительный завод г. Рыбинска «Вымпел». Первые образцы катеров этой серии взяли на вооружение пограничники, а затем уже судно заслужило себе громкую славу и в других силовых ведомствах.

А в 2013 году, специально для Военно-морского флота, катер береговой охраны «Мангуст» был существенно модернизирован. К проектированию вновь были подключены сотрудники питерского ЦБМК «Алмаз», а непосредственно воплощением чертежей в жизнь занимались специалисты рыбинского ССЗ «Вымпел». В итоге катер получил увеличенную надстройку и измененную внутреннюю компоновку, а также на борту разместили пулеметную установку с возможностью автономного управления. Таким образом, в модифицированной версии были улучшены все основные параметры плавсредства: мореходные, технические, боевые и тактические.

Катер «Мангуст» – технические характеристики и описание конструкции

Рассмотрим подробнее, какими характеристиками обеспечили конструкторы и инженеры отечественный сторожевой катер типа «Мангуст».

Внешний вид и корпус

Судно произведено из прочного, но крайне легкого сплава алюминия с магнием, при этом корпус катера, как видно на фото, отличается V-образной формой, образованной внешними обводами. Вообще, формат «глубокого V» стандартен для плавсредств, спроектированных с акцентом на глиссирование, и катер проекта 12150 «Мангуст» не стал здесь исключением из правил. Дело в том, что V-образный корпус при движении обеспечивает лучшее гидродинамическое сопротивление, что в свою очередь способствует резкому скачку скорости судна.

По внутреннему строению катер разделен на 6 отсеков, причем их расположение и конструкционные особенности тщательно продуманы: при затоплении любого отдела, или даже сразу двух отсеков, судно продолжает надежно удерживаться наплаву. За это свойство «Мангуст» негласно прозвали непотопляемым. Еще по внутреннему интерьеру можно отметить, что катер позволяет комфортно перевозить экипаж из 6 человек. Для их размещения предусмотрен 4-местный кубрик и две одноместные отдельные каюты.

С наружной стороны корпус катера оснастили двухэлементной защитой от проявления коррозионных процессов. Она состоит из протекторного электрохимического слоя и лакокрасочного покрытия со специальным антикоррозионным нанесением.

Продумана и безопасность нахождения катера на воде. Мореходные качества позволяют «Мангусту» двигаться на полной нагрузке двигателей при силе волн до двух баллов, и безопасно плавать на заниженной скорости с волнением моря в четыре балла. При этом на больших волнах катер сохраняет высокие ходовые качества за счет предусмотренных в конструкции бор­то­вых ин­тер­цеп­то­ров. Эти механизмы существенно снижают подъем глиссирующих суден с V-корпусом на волнах высотой более 1 м.

Проект 12150 Мангуст



Мангуст

Ходовые качества

Передвижение катера «Мангуст» обеспечивается энергетической установкой, включающей в себя два дизель-редукторных агрегата (ДРА). Первые модели судна оснащались отечественными дизелями с 12 цилиндрами, затем их заменили на немецкие четырехтактные 10-цилиндровые движки, каждый мощностью в 1120 Квт (1 500 л.с.) и объемом в 2450 оборотов за минуту. Однако, с 2015 года в сборку вновь вернули российские дизельные двигатели завода «Звезда», обладающие 12 цилиндрами и воздушным компрессором. В сумме два таких двигателя обеспечивают судну ходовую мощность в 2 600 лошадиных сил.

Соответственно, катер «Мангуст» способен развивать максимальную скорость в 50 узлов (92 км/ч). Наиболее экономичный расход топлива же зафиксирован при значении скорости в 36 узлов (67 км/ч). На такой скорости и с полным топливным баком судно способно пройти свыше 400 миль.

Оснащение оборудованием

Катер оснащен дополнительным дизельным генератором мощностью 16 кВт. Агрегат питает всю бортовую электросеть, вырабатывая 3-фазный переменный ток с напряжением в 220 В и частотой 50 Гц. Также для электрооборудования на судне используются аккумуляторные батареи с напряжением 12/24 В.

По арсеналу техники катера типа «Мангуст» могут похвастаться навигационно-связным комплексом, обеспечивающим максимально безопасное и комфортное судовождение. Например, в состав комплекта входят такие приборы, как:

  • При­ём­ник NAVTEX;
  • Электронный прокладчик;
  • РЛС;
  • Спутниковая система;
  • УКВ радиоустановка;
  • Эхолот.

И это лишь часть оборудования, т.к. еще можно отметить магнитный и гироскопический компасы, ра­дио­ло­ка­ци­он­ный от­вет­чик, лаг, аварийный буй и несколько радиостанций. При этом всеми техническими устройствами управляют дистанционно, для чего предусмотрена специальная панель, расположенная в рулевой рубке.

Кроме того, на каждом «Мангусте» есть выездная надувная лодка с жестким дном и подвесной мотор для нее. Также можно отметить наличие грузовой стрелы, способной поднимать грузы весом до 140 кг, и, конечно же, внушительный арсенал оружия. Но о нем поговорим отдельно.

Вооружение

В качестве основного оружия на катере выступает 14,5-мм пулемет КПВТ, размещенный в кормовой части судна. Пулеметная установка позволяет поражать береговые, воздушные и надводные цели, обладающие броней легкой степени. Дальность поражения составляет 2 000 м, высота – до 1 500 м.

Также можно укомплектовать катер водолазным снаряжением и дополнительным оружием: пулеметами, гранатометами и даже ПЗРК «Игла».

Катер Мангуст проект 12150

Таблица основных параметров

Характеристики Значение
Длина корпуса 19, 5 м
Ширина 4, 4 м
Водоизмещение 27, 2 т
Высота борта на миделе 2, 2 м
Скорость максимальная (в узлах) 50 узлов
Скорость рекомендуемая (в узлах) 36 узлов
Расчетная дальность плавания свыше 400 миль
Автономный режим до 2-ух суток
Состав команды 6 человек


Ссылка на основную публикацию