В середине 70-х годов прошлого века на легендарном ленинградском заводе экспериментального спортивного судостроения был выпущен первый катер «Ритм». Судно предназначалось для служебного использования и реализовалось только по запросу организаций. Как было заявлено в техническом паспорте, лодка произведена для участия в водно-моторных соревнованиях и обслуживания состязаний в качестве судейских, тренерских и спасательных судов по водным видам спорта, таким, как гребные соревнования, марафонские заплывы, водно-моторные и воднолыжные первенства. Эксплуатация катера допускалась в морских заливах, водохранилищах и озерах.
Содержание статьи
Катер «Ритм» общие сведения
Профессиональная лодка отличалась в свое время беспрецедентной скоростью, ходовыми и техническими параметрами. Она могла спокойно находиться на воде при колебаниях до 3 баллов и высоте волны до 1,2 м. Максимальная удаленность от берега при этих условиях – 3 км. Для выполнения поставленных задач, более чем достаточно.
Катер «Ритм» технические характеристики:
Длина, м | 5 |
Ширина, м | 2,2 |
Высота борта, м | 0,95 |
Количество пассажиров, чел: 5 | 5 |
Килеватость днища у транца, град. | 17° |
Грузоподъемность, кг | 500 |
Масса судна порожнем, кг | 1 400 |
Тип лодки | Моторные |
Страна происхождения | СССР |
Встроенный двигатель | М8ЧСПУ-100-1 / Volvo-Penta |
Материал корпуса | Стеклопластик |
Производитель | Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения |
Мощность подвесного мотора, л.с. | 90 |
Скорость, км/ч | 50 |
Корпус
Корпус катера «Ритм» выполнен из стеклопластика, но по всем традициям деревянного судостроения – собирался из двух блоков. Рамки шпангоута формировались непосредственно в конструкции лодки, путем склеивания пластмассы смолой. Конструкция крепилась на болты, которые обеспечивали дополнительную запрессовку элементам. По всей длине проходят стрингера, по 1 паре с каждой стороны, они выполнены из пенопласта. Переборки укреплены сосновыми брусками, оклеенными стеклопластиком. Основание под двигатель и реверс-редуктор также выполнено из массива дерева.
Заявленная производителем толщина днища 6 мм и бортов 4 мм, но по факту оказывается больше, в пределах 7-8 мм и 5-6 мм соответственно. Конструкция имеет плоские обводы со скуловыми брызгоотбойниками.
Кокпит катера
Катер оснащался покатой рубкой-убежищем и полностью открытым убежищем. На миделе, у правого борта, расположена консоль с рулевым управлением. От брызг и ветра кокпит защищает ветровое стекло на крыше рубки и увеличенная высота бортов, по сравнению с другими катерами для обозначенной цели. Стационарный двигатель располагается на корме перпендикулярно корпусу, закрыт стеклопластиковым капотом. Поверхность можно использовать в качестве столика.
Сразу от капота мотора обустроены пассажирские сидения, капитанское кресло находится у правого борта. В полузакрытой рубке-убежище оборудованы мягкие диваны, с откидывающимся верхом. Под ними находятся вполне вместительные рундуки. Заявленная вместимость – 5 человек, несколько преувеличена, разве что для короткого плавания. Длительное пребывание на воде стеснит пассажиров. Оптимально – 3 человека.
Двигатель, комплектация
Катер «Ритм» технические характеристики предусматривают установку стационарного автомобильного двигателя «М8ЧСПУ-100-1», с угловым реверс-редуктором, адаптированного под эксплуатацию на лодках. В настоящее время владельцы могут использовать, как оригинальное решение, так и подвесные силовые установки. Но, те же японские моторы (например, Ямаха) стоят достаточно дорого и смысл оборудовать ими устаревший катер невелик. В итоге движитель и усовершенствование корпуса могут обойтись в два раза дороже, чем сама конструкция. Но в любом случае решение остается за владельцем.
В заводскую комплектацию катера входит стандартный набор:
- Двигатель М8ЧСПУ-100-1 Богородского механического завода;
- Реверс-редуктор;
- Рулевое устройство;
- Ветровое стекло;
- Мягкие диваны для полурубки;
- Привальный брус;
- Швартовые устройства;
- Ходовые огни.
Для выполнения прямых задач – спортивное судейство и сопровождение, катер «Ритм» полностью подходит и даже больше. Для выполнения более широких функций, прогулка или рыбалка, требуется дополнительное оборудование и современная адаптация.
Катер Ритм отзывы владельцев
Отзывы о катере «Ритм», в частности работников организаций для которых он приобретался, имеют исключительно положительный характер. Лодка отличалась хорошими ходовыми качествами и остойчивостью, благодаря чему и получила заслуженную популярность в профессиональной среде.
На сегодняшний день, актуальность мнения отошла в прошлое, в силу устаревших технологий и новых технических требований, предъявляемых к суднам этого класса. После покупки катер полностью адаптируется под желания владельца. В частности, делается выбор между стационарным двигателем и подвесным мотором. Но сама конструкция по-прежнему одобряется. Достаточно вместительный, надежный и комфортабельный катер. Высокие борта, которые по всей длине равны 1 метру, защищают пассажиров от брызг и неблагоприятных погодных условий. Каюта-убежище, свободная носовая палуба, хорошая устойчивость и плавучесть позволяют не только комфортно и безопасно чувствовать себя на воде, но и обеспечивает удобные технические моменты.
Швартовка, установка буев, активная рыбалка и другие работы на усмотрение владельца проходят без каких-либо проблем. Дополнительно отмечается неприхотливость и простота эксплуатации катера (при оригинальном двигателе). Межсезонные плановые ремонтные работы сведены к минимуму.
Из недостатков выделяется малая грузоподъемность 400 кг, и без того невысокая скорость 50 км/ч сокращается с каждым новым пассажиром. При полной загрузке, максимальная скорость, которую может развить катер, не превышает 35 км/ч. Рубка-убежище слишком тесная и низкая. Высокий человек будет чувствовать себя в ней не комфортно (если вообще поместится). Двигатель имеет очень большой расход топлива (по современным меркам).