Промышленность Советского Союза развивалась бурными темпами, но при этом на первое место ставили не ускоренные сроки выработки, а качество изделий. Поэтому многие образцы советской промышленности, в том числе и в сфере судостроения, успешно эксплуатируются по сей день. Один из ярких примеров – лодка «Прогресс 2», о которой и пойдет речь в сегодняшней статье. Судно до сих пор на ходу и имеет авторитет у рыболовов и любителей водных прогулок, так что стоит ознакомиться с его характеристиками и конструкционными особенностями. Рассмотрим эти моменты подробно, а начнем обзор со знакомства с задумкой разработчиков и историей ее воплощения в жизнь.
Содержание статьи
История появления лодки «Прогресс 2»
Идея строительства нового катера для рыбалки и туризма появилась у конструкторов Куйбышевского авиазавода в далеком 1966 году. Предполагалось, что судно должно быть универсальным и комфортным, а также обладать прогрессивными характеристиками, значительно отличающими лодку от конкурентов. Проектирование, выпуск первых образцов и их практические испытания длились несколько месяцев, после чего в том же 1966 году лодка «Прогресс» вышла в массовую серию.
Однако, широкое производство выявило и критичные ошибки конструкции, поэтому первую версию судна вскоре отправили на доработку. Инженеры устранили технические недочеты, нашли замену материалам и немного изменили внешний дизайн. В итоге с обновленными параметрами решено было сменить и название: так новая модель получила наименование катер «Прогресс 2». Предлагаем подробнее разобраться в сделанных улучшениях.
Чем лодка «Прогресс 2» отличается от простого «Прогресса»
Недостаток первого образца «Прогресса» заключался в том, что на днище корпуса использовалась нержавеющая сталь, быстро терявшая свои защитные свойства в «агрессивной» водной среде. Причем мало того, что сама стальная накладка поддавалась коррозии, так процессы окисления еще и захватывали соседние участки корпуса. На исправление этого просчета и было направлено все внимание разработчиков.
Конструкторы рассматривали несколько вариантов исправления, но в итоге решили заменить килевую накладку из «нержавейки» на аналогичную из дюралюминия. Этот материал показал себя на испытаниях гораздо лучше, увеличив как надежность, так и остойчивость лодки. В добавок, новое судно решили оснастить гнутым панорамным стеклом, что по мнению проектировщиков, должно было повысить удобство эксплуатации.
В остальном же лодка «Прогресс 2» технические характеристики имела прежние. Ну разве что еще с моторной ниши убрали возможность запирания на замок, но это уже совсем малозначительная деталь.
Технические характеристики моторной лодки «Прогресс 2»
Как уже сказано выше, обновленный катер «Прогресс 2» технические характеристики почти полностью перенял у своего предшественника. Таким образом, сошедшее с заводского конвейера новое судно обладало следующими параметрами.
Особенности конструкции
Лодочный корпус выполнен из закаленного дюраля Д16Т (или Д16М), собран наклепом с поперечным набором. Толщина обшивки переменная: корма и палуба – 1 мм, планширь и борта в носовой части – 1,5 мм, днище и транец – 2 мм. Изготовленные штамповкой листа переборки и шпангоуты для поперечного набора имеют толщину в 1 и 2 мм соответственно. Непотопляемость судна обеспечивается несколькими герметичными отсеками: носовым (270 л.), багажным (640 л.) и двумя съемными баками (каждый на 54 л.).
В 60-ые большим спросом пользуются автомобили с салоном комфортабельного класса, поэтому и моторная лодка «Прогресс 2» проектировалась с учетом новых веяний. Для разработчиков было важно не только наделить судно ходовыми качествами и достаточной безопасностью, но и спроектировать катер так, чтобы пассажирам было удобно размещаться. Поэтому у новой лодки появились такие элементы, как:
- Багажное отделение;
- Удобные разборные кресла;
- Дистанционное рулевое управление;
- Моторный отсек для хранения топливных баков, съемного двигателя, инструментов и т.п.
При этом отметим, что расположение багажника в носовой части судна оказалось на редкость удачным. Обеспечивался легкий доступ к перевозимым вещам, и заодно получалось удобное место для размещения гребца. Неспроста многие владельцы даже «тюнинговали» откидную крышку мягкой обивкой.
Еще среди конструктивных нюансов стоит выделить предусмотренные разработчиками колесики для буксировки судна по берегу. Они легко цепляются к корпусу при помощи входящих в комплект кронштейнов, а надежность монтажа обеспечивается болтовым соединением.
Габариты
Размеры лодки «Прогресс 2» также остались прежними, только за счет смены материала немного увеличилась масса судна. Например, вес лодки «Прогресс 2» с полным комплектом оборудования составил 223 кг. А если брать в расчет только «пустой» корпус, то это значение снизится до 180 кг. При этом показатель грузоподъемности для данного судна доходит до уровня в 500 кг. Это позволяет пласредству безопасно перевозить до 5 пассажиров.
Если говорить про габаритные размеры «Прогресс 2», то длина лодки составляет 4, 65 метра, а ширина насчитывает 1, 7 метра. Кокпит довольно просторный: в длину салон протянут на 2, 15 м, по ширине занимает 1, 3 м. Безопасность и легкость маневрирования судну обеспечивают высокие борта. Их размеры составляют:
- 75 см в носовой части;
- 55 см у транца;
- 69 см в области миделя.
При этом высота самого транца стандартная – 38 см, что позволяет без проблем комплектовать лодку современными лодочными моторами импортных брендов.
Остается только отметить, что днище оснащено килевой пластиной, и угол килеватости у транца равен 7 градусам.
Ходовые качества
По части стабильности хода, скорости и управляемости «Прогресс 2» полностью идентичен первому заводскому выпуску судна. И ровно также по рекомендациям производителя допускается выход на море с удалением от берега на расстояние не более 3 км, при условии, что высота волн не выше 75 см.
Конструкция и размеры катера «Прогресс 2» позволяют использовать с судном подвесной лодочной мотор мощностью до 30 л.с. В советское время особого выбора двигателей не было, поэтому чаще всего на катер цепляли отечественный «Вихрь». Под таким «зверем» на 18 л.с. и с нагрузкой до 200 кг «Прогресс 2» выдавал скорость под 34-36 км/ч. А если же все-таки удавалось приобрести «Вихрь 30», то катер можно было разогнать до показателя в 56 км/час!
Подобные параметры вполне достижимы и сейчас, главное подобрать подходящий качественный мотор. Например, с нагруженной массой 200 кг и под «японцем» Suzuki на 30 «лошадок» лодка стабильно держит 40-45 км/ч. Отличные показатели, особенно, если оглянуться на возраст судна.
Но, со скоростью на «Прогрессах» следует быть осторожным: при использовании движка более 30 л.с. судно начинает «рыскать» и «заныривать» в попутную волну. Поэтому следует соблюдать допустимый диапазон, который позволяет судну сохранять высокую остойчивость.
Комплектация и дополнительное оборудование
Неспроста во многих таблицах характеристик указывается вес лодки «Прогресс 2» без снаряжения, т.к. полную комплектацию оборудования пользователи выбирали сами. Стандартно завод предоставлял следующий набор:
- Лодка;
- Весла;
- 2 банки;
- 5 рымов;
- Слань;
- Козырек с ходовыми огнями.
Дополнительно покупатели могли заказать установку дистанционного управления, мягкую обивку банок, транспортировочные колеса, складной столик и тент. Подвесной лодочный мотор, естественно, приобретался отдельно в специализированных магазинах.
Но сегодня, конечно, набор оборудования у судна другой, т.к. продается «Прогресс» только на вторичном рынке. Так что, сколько весит лодка «Прогресс 2» зависит от того, в какой комплектации она используется владельцем.
Преимущества и недостатки катера «Прогресс 2»
В своих отзывах владельцы «Прогрессов» как отмечают преимущества данного плавсредства, так и не стесняются указывать на явные просчеты разработчиков. Например, из положительных сторон выделяют ударопрочное дно, высокую степень остойчивости, вместительность и удобство нахождения на борту. Немало встречается и недостатков, из которых чаще всего упоминают:
- Отсутствие самоотливной подмоторной ниши;
- Забрызгиваемость при попутной волне;
- Слабую защищенность гермоотсеков;
- Низкую амортизацию транспортировочных колес;
- Плохое качество навесного тента.
Справедливости ради заметим, что последние два минуса по сути относятся к аксессуарам, а не к самой лодке.
Что за лодка «Прогресс 2М»
Примечательно, что на разработке просто второй версии инженеры не остановились, и вскоре с заводского конвейера сошла моторная лодка «Прогресс 2М». Предлагаем вкратце рассмотреть особенности этой модели.
Лодка «Прогресс 2М» характеристики в отличие от простой «двушки» поменяла более кардинально. Так, впервые в линейке катеров «Прогресс» появляется судно с пенопластовыми блоками непотопляемости, которые вытеснили уже устаревшую систему гермоотсеков. При этом отпала необходимость в палубном люке: в отсек с блоками непотопляемости можно попасть через багажное отделение, расположенное в носовой части. Кстати отметим замену двух защелок крышки багажника со второго «Прогресса» на единую защелку у модели под буквой «М».
Но главное отличие заключалось в том, что катер «Прогресс 2М» получил самоотливную конструкцию транца, и наконец-то была решена проблема с забрызгиванием и подтоплением палубы судна. От воды можно избавиться в любой момент с помощью сливной пробки или водной помпы.
Однако, приведенные изменения вовсе не повлияли на габариты: «Прогресс 2М» размеры кокпита и общие параметры корпуса сохранил прежними. Разве что «Прогресс 2М» вес лодки мог иметь другой, но это связано с нюансами комплектации. Ходовые качества тоже остались прежними, хотя некоторые пользователи отмечают, что лодка «Прогресс 2М» больше «зарывается» носом, нежели ее предшественники.
Фотографии лодок «Прогресс 2» и «Прогресс 2М»
Чтобы оценить наглядно, чем отличаются параметры второго «Прогресса» и лодки «Прогресс 2М» технические характеристики, предлагаем взглянуть на фото. На изображениях четко видно, каким лодка «Прогресс 2М» оснащена рецессом, какое оборудование ставят на судно, и как можно успешно провести современный тюнинг катера советского производства.
- Другая модификация — лодка Прогресс 4
- Вот еще один представитель алюминиевых лодок из СССР — Лодка Обь
Отзывы и цены
И катер «Прогресс 2М» и лодка «Прогресс 2» характеристики имеют достойные даже по меркам сегодняшнего дня. Особенно ценится облегченный вес корпуса и возможность установки мощного мотора, что на современных суднах совмещается редко. Поэтому спрос на «Прогрессы» всегда есть, а цены зависят от состояния и комплектации конкретной лодки. Сложно даже назвать усредненную сумму, т.к. разброс слишком велик: можно купить лодку за 10 000, после чего вложится в ее ремонт, а можно приобрести катер «на ходу» и в отличном состоянии, но за 100 000 рублей.