Любой вид транспорта требует за собой надлежащего ухода, а водномоторная техника может даже и в большей степени. Ведь, например, автомобили чаще ездят по стабильным и безопасным дорогам, в то время как водный транспорт сильно зависит от свойств водоема, подверженного влиянию природных условий. Поэтому для защиты и безопасности плавсредств используют различные вспомогательные элементы: например, причалы для катеров. Сооружения эти очень важны, поэтому им и посвятим наш сегодняшний материал. В статье поговорим о предназначении и функциях причалов, узнаем, какой они бывают конструкции и даже немного разберемся в том, как построить причал для лодки своими руками. Присоединяйтесь к чтению, ведь оно обещает быть интересным и полезным!
Содержание статьи
Зачем нужен причал для катера или моторной лодки
Итак, прежде всего разберемся с предназначением причальных конструкций. Проще всего объяснить назначение лодочного причала через аналогию с автомобильным транспортом. Согласитесь, необходимость парковочного места или гаража для машины ни у кого же не вызывает вопросов? Вот также необходим для водного транспорта и пирс лодочный. Конечно, многие могут возразить, дескать, водоем – не частная собственность, да и зачем причал, когда лодка используется для редких выходов на воду. Мы тоже согласны с тем, что ситуации бывают разные, поэтому составили список ситуаций, при которых причал для катера или лодки 100% необходим:
- Затрудненная швартовка – к берегу тяжело безопасно причалить из-за мелководья, каменистого дна, сильных зарослей растительности и т.п.
- Место стоянки (хранения) – если вы постоянно держите свое плавсредство на воде, то причал потребуется для надежной швартовки и длительной стоянки судна.
- Станция высадки пассажиров – безусловно, выходить на устойчивую пристань намного удобнее, чем ступать с раскачивающейся лодки на рассыпчатый песок или вовсе спрыгивать на воду.
- Платформа для погрузки/разгрузки – на рыбацких или прогулочных катерах всегда перевозят множество снастей, инструментов и личных вещей. Причал для лодки или катера позволит удобно и безопасно как загрузить судно, так и разгрузить его.
- Станция для проведения ТО и ремонта – с пристани более чем удобно осуществлять осмотр судна на предмет получения повреждений или износа комплектующих. При должном умении с причала можно осуществить и серьезный ремонт судна, но здесь уже все зависит от квалификации и опыта специалиста.
- Место для отдыха – пристань можно использовать не только для швартовки катеров, лодок и малых яхт. Также эта конструкция дает возможность порыбачить со спиннингом или провести интересный пикник со всей семьей на свежем воздухе. А в погожий летний денек грех не попрыгать «бомбочкой» в воду и немного позагорать на шезлонге под палящим солнцем.
Вот сколько функций выполняет лодочная пристань. Забегая вперед отметим, что пристани достаточны просты по обустройству, благодаря чему можно сделать причал для катера своими руками, а не покупать уже готовое изделие от посредников. Но об этом чуть позже, а пока ознакомимся с возможными конструкциями пристаней.
Какие бывают причалы для катеров и особенности их строительства
Разнообразие материалов и конструктивных решений позволяет обустраивать как солидные комфортабельные пристани для отдыха с семьей и друзьями, так и совсем простенькие причалы для швартовки судна и одиночной рыбалки. В целом же все подобные сооружения можно классифицировать на следующие виды.
Понтоны
По своей конструкции, понтон – это плавучая станция, преимуществом которой является разнообразие материалов и простота конструкции. Понтон можно сделать из дерева, металлических бочек или даже пластиковых бутылок! При этом нет обязательных требований к габаритам конструкции: понтон всегда можно расширить, удлинить или, наоборот, разобрать часть секций. Кроме того, понтоны мобильны, а значит на них допустимо при спокойной погоде выходить на воду, а при плохих условиях конструкцию можно легко вытащить на берег и уберечь от возможных повреждений.
В наше время широкое распространение получили сборные пластиковые понтоны заводского производства. Это пластиковые (чаще полиэтиленовые) кубы, которые скрепляются между собой специальными соединительными элементами, как детский конструктор. Плюс таких понтонов, можно монтировать любые плавучие причалы, хоть для яхты, хоть для гидроцикла или даже можно построить плавучую беседку.
Мостки (вымосток)
Конструкция представляет собой деревянный мостик, уходящий от берега вглубь водоема. Такой причал для лодки своими руками сделать сложнее, но все же возможно. Как правило, возводить конструкцию начинают зимой, когда водоем заледенеет и добраться до дна гораздо проще. Для установки каркаса пропиливают лунки, в которые вбивают бревна, покрытые водостойким раствором, или же монтируют трубы. Рекомендуемое расстояние между столбцами равняется 1,5 метрам. По окончанию монтажа основания необходимо заняться настилом. Он может быть выполнен также из дерева или же пластиковых труб, которые считаются более практичными и долговечными.
Пирсы для лодок и катеров
Лодочный пирс – это капитальный причал, сильно выступающий в акваторию и обладающий многосторонним доступом для маломерных судов. Как правило, такое сооружение строят на свайной конструкции, расположенной перпендикулярно берегу. При этом могут использоваться как забивные сваи, так и винтовые. Работы также, как и в предыдущем случае, начинают зимой.
Забивные сваи, отличающиеся заостренным наконечником, забивают при помощи спецтехники – копров (сваебойные машины). Однако, от сильного воздействия возможна трансформация металла, поэтому более надежными и удобными считаются винтовые сваи. Каждая такая свая представляет собой металлическую трубу: на одной конце ее размещается винтовая лопасть, а на другом – оголовок, к которому крепится основа причала.
Благодаря лопастной конструкции винтовая свая легко вкручивается в грунт и проходит на достаточную глубину дна. Причем для вкручивания не надо даже прилагать особых усилий, следовательно, полностью пропадает и риск деформации стальных труб. Также заметим, что длина свай винтового типа достигает 11 м и при этом еще есть возможность нарастить или же обрезать конструкцию. Такие технические особенности позволяют устанавливать причалы для катеров и лодок на винтовых сваях даже в тех акваториях, где дно отличается большими скоплениями ила.
По окончанию монтажа каркасную свайную конструкцию в единое целое объединяют брусом или швеллером, приваренным к оголовкам опорных столбцов. Сварные швы для большей устойчивости покрывают антикоррозионным спецсоставом. Как правило, он изготовлен на основе краски, эмали или эпоксидной смолы.
Что касается настилов, то здесь в качестве основного материала могут использоваться полимерные материалы или же водостойкая древесина ценных пород. Полимеры имеют водоотталкивающие свойства, не поддаются деформации и выдерживают большие ударные нагрузки. Кроме того, данный тип материалов значительно дешевле, чем изготовление деревянного пирса. Но причал из настоящей лиственницы, акации, массарандуба, гарапа или других древесных пород, конечно, смотрится гораздо солиднее. Правда, такая конструкция стоит намного дороже и нуждается в гораздо большем уходе.
Монтаж полимерных досок или деревянного настила на жесткий каркас обычно проводят по технологии скрытого крепежа. Заметим, что перед установкой древесину обязательно обрабатывают защитными покрытиями. После монтажа настила осуществляется декоративная отделка пирса и установка дополнительных элементов (швартовые кранцы, перила, спуски на воду и т.п.).
Как выбрать подходящий причал для катеров
Что ж, с типами лодочных пристаней мы ознакомились. Теперь возникает закономерный вопрос, какой причал выбрать и делать ли его самостоятельно или все же купить готовый. Здесь советуем отталкиваться от следующих факторов:
- Габариты судна – в первую очередь пристань должна стать надежным местом швартовки, поэтому крайне важно учесть характеристики причаливающих катеров или лодок.
- Особенности акватории – если водоем спокойный и неглубокий, то можно самостоятельно возвести небольшой понтон. Совсем другое дело, акватории, особо подверженные отливам или приливам, а также влиянию сильных течений и ветров. В таком случае лучше обратиться к профессионалам и отстроить надежную пристань.
- Бюджет – как ни крути, а финансовые возможности часто ограничивают наши желания. Поэтому если средств немного, то остается только вариант самостоятельного изготовления причала. А если финансы позволяют, то опять же лучше обратиться к специалистам за разработкой проекта и надежного монтажа конструкций.
- Условия эксплуатации – тип лодочной пристани сильно зависит от его предназначения. Если это просто швартовочное место, то достаточно сделать причал для катера своими руками по самой простейшей схеме. А если же пирс предназначен также для рыбалки и отдыха, то к нему выдвигаются уже куда большие требования по комфорту и надежности.
Таким образом, возможностей возвести подходящие причалы для катеров много, и выбор остается только за вами. Успехов и до новых встреч!