Классы спортивных яхт, категории, параметры


Водный спорт включает в себя разнообразные дисциплины, и одной из популярных считаются соревновательные заезды на яхтах. По сути это целый пласт культуры водных гонок, т.к. каждое соревнование выдвигает свои требования к составу экипажа судна и строго регламентирует класс спортивных яхт, которые могут участвовать в заезде. О крайнем моменте и расскажем подробнее, т.к. существует несколько классификаций яхт для спортивных соревнований. Разберем в статье основные признаки классов, рассмотрим сами классификации, а также снабдим их краткими описаниями и фотографиями яхт.

Класс спортивных яхт

Класс спортивных яхт по способу передвижения


Самое простое, но в то же время важнейшее разделение проводят по принципу перемещения судна: работает яхта на двигателе или же передвигается с помощью парусов. Есть еще смешанная категория моторно-парусных судов, но о ней говорить не будем, т.к. она просто вбирает в себя все особенности двух главных классов.

Парусные яхты

Суда, использующие для перемещения силу ветра и натянутые паруса. Яхты класса «парусные» требуют очень умелого управления, поэтому приобретаются только опытными яхтсменами.

Парусные яхты благодаря особенностям конструкции считаются очень устойчивыми и менее подверженными качке, чем моторные морские яхты. Преимущества подобных плавсредств скрыты и в низкой стоимости содержания: не требуется затрат на топливо, частую диагностику и ремонт оборудования. Но есть у парусных яхт и лодок ряд специфичных минусов, главным из которых является зависимость от погоды. Без ветра на таком судне далеко не уйдешь, поэтому зачастую парусные яхты оборудуют двигателем, перенося их уже в класс моторно-парусных кораблей.

Также стоит отметить, что мачты и паруса отнимают много бортового пространства, а управление подобным плавсредством, как уже упоминалось, требует профессиональных навыков.

Парусная яхта


Моторные яхты

Огромный класс судов, использующих для передвижения ресурсы дизельного, бензинового, электрического или гибридного двигателя. Яхта моторная отличается высокими скоростными качествами, независимостью от погодных условий и легкостью управления. Но при этом владелец должен поддерживать судно в должном техническом состоянии и регулярно снабжать корабль топливом. Некоторые суда, конечно, в силу своего назначения окупают эти траты: например, роскошные круизные моторные яхты, позволяющие совершать увлекательные путешествия по различным морским акваториям. А вот для спорта класс яхт с мощным мотором не всегда станет выгодной покупкой: все зависит от частоты использования судна.

Моторные яхты

Параметры разделения спортивных яхт по классам

Помимо деления на парусные и моторные, в спортивных соревнованиях предусмотрели еще несколько классификаций суден. При этом отталкивались специалисты от технических параметров яхт. Так, в учет принимаются:

  1. Длина корпуса – влияет на скоростные показатели. Чем длиннее яхта, тем меньше воздействует сила сопротивления, следовательно, судно набирает большую скорость.
  2. Ширина корпуса – прямо пропорциональна показателю остойчивости, т.е. чем шире яхта, тем больше развито сопротивление корпуса. Но в то же время высокие показатели остойчивости значительно снижают скорость судна.
  3. Осадка – показатель напрямую влияет на маневренность и остойчивость яхты. Чем больше осадка, тем увереннее лавирует яхта.
  4. Водоизмещение (масса нагруженного судна) – способствует улучшению остойчивости и мореходности яхты, но уменьшает скоростные характеристики.
  5. Высота борта – высокий борт улучшает мореходность яхты и повышает безопасность нахождения на судне. Однако, для спортивных яхт лучше заниженные борта, поскольку такая конструкция придает судну больше скорости и маневренности.
  6. Парусная площадь – чем больше этот показатель, тем выше скорость яхты.

По перечисленным показателям и определяются основные классы яхт для спортивных соревнований. Рассмотрим их отдельно.

Разновидности классификаций спортивных яхт по габаритным размерам

Итак, в соответствии с приведенными выше характеристиками яхты для спорта делят на следующие классы.

Свободная форма

При такой классификации строго регламентируются лишь основные габариты судна, а вот по форме парусные и моторные яхты вовсе ничем не ограничены. За такую свободу самовыражения эта классификация и получила соответствующее наименование.

Формульные классы

Данное распределение связано со специальными формулами обмера, что также уже отражено в названии класса. Главная особенность такой классификации – использование гоночного балла, величину которого и выводят с помощью формул. Выражается этот показатель линейной системой мер, а конкретно метрами или футами. Причем формулы корректируют так, чтобы участвующие в гонке яхты были максимально равны и по гоночному балу, и по скоростным показателям.

Формульный класс яхты

Монотипы

Самая строгий вид классификации, так как здесь участвующие в соревнованиях спортивные катера изначально приводят к идентичному соответствию. Судна проектируют и строят по 100% совпадающим чертежам, при этом на каждом этапе работ строго проверяется соблюдение всех стандартных норм. Так, для яхт одного класса должны быть полностью идентичны следующие параметры:

  • Формула обмера габаритов;
  • Размер и площадь парусов;
  • Форма корпуса;
  • Вес.

Также в некоторых случаях могут учитываться дополнительные характеристики, так или иначе влияющие на ходовые свойства судна.

Несмотря на кажущуюся строгость, эта классификация наиболее распространена при проведении гонок малых судов. Такие известные представители спортивных яхт, как «Дракон», «Летучий голландец», «Солинг», «Звездный» и многие другие, относятся именно к классу монотипов.

Класс яхты Дракон

Гандикапные классы

Гандикапное разделение отчасти напоминает уже упомянутые формульные классы моторных и парусных яхт для спорта. Здесь также используется формульный обмер, с тем лишь отличием, что гоночный балл для каждого судна индивидуален. Разница же между участниками компенсируется с помощью дополнительно вводимого коэффициента, который называется «исправленным временем». Рассчитывается этот показатель исходя из установленного яхте гоночного балла, и используется для справедливой корректировки результатов забега: зафиксированное время прохождения гонки перемножают на заранее рассчитанный коэффициент. Полученная величина и заносится в итоговые результаты заезда.

Гандикапный класс яхты

Международная и национальная классификации

Еще существует разделение спортивных лодок по международным и национальным стандартам.

Каждое государство вправе выдвигать к яхтам для спорта собственные требования, но это вовсе не значит, что указанные параметры будут действовать и за пределами страны. Наоборот, существует немало примеров, когда классы яхт распределены и приняты только в рамках одной или нескольких стран. Например, широко известный еще со времен СССР «Фолькбот», несмотря на большое распространение в ряде Европейских стран, юридически так и остался национальным классом спортивных яхт. Все дело в том, что широкое распространение лишь один из факторов, а окончательное решение о стандарте принимается Международным союзом парусных соревнований. Только заключение этой организации дает право заявлять о соответствии яхты международным стандартам.

При этом спортивная яхта международного класса еще юридически относится к одной из приведенных ниже категорий.

  • Судна группы A – современные яхты для спорта, отличающиеся использованием прогрессивных технологий и новейшего оборудования.
  • Яхты класса B – устаревшие судна, спущенные с верфи более 20 лет назад.

Конечно, категория А у яхт считается приоритетной и именно из нее отбирают суда для участия в Олимпийских играх, но и класс B тоже широко распространен. Также стоит отметить, что обе категории делятся на две подгруппы:

  • R – яхты свободных и формульных классов;
  • O – судна класса монотипов.

Таким образом, запись формата «A (O)» обозначает международную яхту класса «монотип», а, например, строчка B (R) используется для указания международных яхт свободного или формульного класса.

Яхта класса Фолькбот

Распределение по разрешенным для захода акваториям

Также нельзя не отметить официальную классификацию яхт по области использования. Здесь выделяют несколько групп.

  • Моторные яхты категории A – суда океанского назначения. Такие плавсредства спроектированы с учетом сопротивления волнам высотой свыше 4 м, и способны преодолевать ветра силой в 17-21 м/сек. Кроме того, у яхт данной категории предусмотрено автономное обеспечение.
  • Суда класса B – яхты, созданные для морских акваторий. Подобные корабли справляются с ветром силой до 20 м/сек и покоряют волны высотой до 4 метров.
  • Класс яхт C – судна используются в прибрежных акваториях (дельты рек, крупные каналы и т.п.). Кораблям разрешен выход на воду при ветре до 14 м/с и высоте волн до 2 м.
  • Категория D – малые яхты и катера, эксплуатация которых допускается только в закрытых и спокойных водоемах. Данные плавсредства преодолевают волны до 0, 5 м и ветер силой до 8 м/с, поэтому для их использования подойдут лишь небольшие озера и реки.

Отметим, что разделение отчасти условное, но все же яхтсменам рекомендовано придерживаться данных стандартов. Теоретически, при хорошей погоде можно и на яхте категории D выйти в открытое море, но на практике это лучше не проверять. Погода может резко поменяться, что приведет к критической ситуации, т.к. у малых яхт низкий запас автономности и слабое техническое оснащение.


Ссылка на основную публикацию