Увлечение морскими круизами – популярный вид досуга. Сегодня с легкостью можно нанять судно с капитаном и отправиться в мини-путешествие по водным просторам на роскошной яхте под парусом. Однако, здесь как в сказке «Золушка»: по окончании срока аренды вы перестанете быть покорителем морей и океанов. Поэтому многие приобретают собственное судно, проходят обучение яхтингу и получают личные права на управление яхтой. Если вы тоже задумываетесь о попадании в ряды таких счастливчиков, то сегодня мы поделимся информацией о том, как получить права на управление яхтой, из чего состоит программа обучения яхтингу и в какую сумму обойдется такое удовольствие. Приступим!
Содержание статьи
Права на управление яхтой – общая информация
Сперва вкратце «обрисуем» положение вещей и ответим на частые вопросы.
Зачем нужны права на управление парусной яхтой?
Вождение водного транспорта регулируется законодательством страны и положениями международных организаций. Согласно этим документам, каждый водитель крупного судна (в т.ч. лодки, катера и яхты) обязан обладать официально выданными правами, подтверждающими квалификацию судоводителя и разрешение на выход в акватории. Соответственно, управление судном без документов считается административным правонарушением и карается строгими санкциями.
Где выдают права на яхту?
Выдачей судоводительских удостоверений занимается Государственная инспекция маломерных судов (ГИМС) и лицензированные организации. Как правило, это аккредитованные яхт-школы, проводящие подготовку судоводителей по программам международных стандартов яхтинга.
Что нужно сделать, чтобы получить судоводительские права на управление моторными и парусными яхтами?
У водного транспорта процедура получения удостоверения схожа с автоправами. Нужно пройти специальные курсы, состоящие из двух частей – теоретической и практической, и подготовиться к сдаче выпускного экзамена. При этом если хождение яхты ограничено территорией вод Российской Федерации, то сдают главный экзамен в ГИМС. Если же вы хотите стать шкипером международного класса, то изучать теорию, проходить практику и сдавать экзамен нужно в аккредитованной школе яхтинга.
Вот так выглядит получение яхтенных прав в двух словах. Как вы могли заметить, есть некоторые нюансы в разграничении акваторий возможного плавания и в формате документов. Этот момент очень важен и требует подробного рассмотрения.
Какие виды прав на управление яхтой бывают
В пункте о том, нужны ли права на яхту, мы упомянули, что яхта без права управления попадает под штрафные санкции. Это действительно так, только есть нюанс: вне закона может оказаться даже плавсредство с оформленными правами. Дело в том, что морская яхта с российскими правами ГИМС в зарубежных акваториях признается бесправным судном, т.к. этот документ действителен только для территориальных вод Российской Федерации. Что же сделать для круизов по миру? Получить международный сертификат судоводителя. Но и тут есть свои особенности.
Во-первых, единого мирового свода законов о судовождении нет. В качестве главного стандарта выступает документ под названием «International Regulations for Preventing Collisions at Sea (Colregs)». Это международные правила предупреждения столкновения судов в море, признанные большинством стран мира. Еще морское право регулируется 40-ой резолюцией конвенции ООН, но данное положение в России не ратифицировано, поэтому наша инспекция и не может выдавать права на яхту международного образца. Так что удостоверения ГИМС выпускаются только для судовождения в пределах российских акваторий.
И во-вторых, международные морские права бывают нескольких видов, при этом различаются и программы обучения. Так что ученику нужно либо выбрать подходящий стандарт и искать аккредитованную школу-яхтинга, либо, наоборот, подыскать школу и сдавать на те права, которые выдает организация.
Таким образом, права на яхту классифицируют по месту действия: вождение разрешено в пределах одной страны или судоводитель может покорять морские просторы всей планеты. Подробнее о мировых стандартах яхтинга мы поговорим чуть позже, а пока вернемся к отечественным озерам и морям, и рассмотрим, как получают права на яхту в ГИМС.
Российские права на управление яхтой
Оформлением судоводительских прав на яхту в России занимается госинспекция маломерных судов. Она ведает регистрацией и выдачей документов, а само обучение яхтингу проводят в специализированных школах. Сначала новички изучают теорию мореходного дела и строение судна, а затем разбираются в яхте и ее ходовых характеристиках в рамках практического курса. Практику проводят на отечественных водоемах или за рубежом. По завершению курса сдается общий экзамен, и ученики получают сертификат о прохождении обучения яхтингу.
С этим документом, а также 2 фотографиями, медсправкой и чеком об оплате госпошлины, начинающие яхтсмены отправляются в ГИМС, где им назначается уже госэкзамен. Он состоит из теста по теории и практических испытаний. При условии успешной сдачи обоих экзаменов, инспектор направляет пакет документов на оформление судоводительских прав. И уже спустя пару недель у вас на руках официальные документы, подтверждающие право вождения судна в пределах территориальных вод Российской Федерации.
Международные права на управление яхтой
Обучают желающих управлять яхтой по международным стандартам школы яхтинга, у которых есть соответствующая лицензия. Такие организации наделены аккредитацией, позволяющей самостоятельно выдавать судоводительские удостоверения. При этом выданные после прохождения учебного курса и сдачи экзамена международные права на управление яхтой дают яхтсмену право вождения судна в любой точке мира.
Как уже отмечалось, общепризнанных мировых стандартов существует несколько. Например, в Москве международные права на парусную яхту можно получить по одной из представленных ниже категорий.
Система RYA
Старейшая ассоциация яхтсменов, считающаяся классической школой яхтинга. Головной офис базируется в Великобритании.
Специалисты Royal Yachting Association к обучению подходят строго и ответственно. Поэтому организаций, имеющих право преподавать курсы яхтинга по стандартам RYA, считанные единицы. При этом занятия даже российские инструкторы проводят только на английском языке. Такова политика школы: каждый рулевой должен уметь изъясняться на языке международного общения. Так что начинающим ученикам придется подтянуть и знания инглиша, и ознакомиться с английским словарем морского дела, т.к. в России со времен Петра I принято использовать голландскую терминологию.
По системе RYA проводят множество мореходных курсов, но для яхтсменов важна программа «Sail Cruising» (круизная яхта). В качестве обучающих пособий используются учебники, разработанные английскими специалистами, а к практике допускаются только подготовленные шкиперы, т.е. вам необходимо самостоятельно освоить азы теории и практике, а специалисты школы уже превратят их в крепкие навыки и умения. Практика проводится в течение 1 недели, после чего успешно сдавшим экзамен ученикам вручается судоводительский сертификат RYA, дающий право на управление яхтами по всему миру. Этот документ обладает неограниченным сроком действия, т.е. выдается однократно и на всю жизнь.
Система IYT
International Yacht Training – международный стандарт обучения яхтингу, зародившийся в Канаде. Права на яхту IYT высоко оценены и признаны во всем мире.
Эта школа, равно как и предыдущая, подходит к учебному процессу со всей строгостью и ответственностью. Здесь также есть разделение программ на разные специальности, но занятия разрешено проводить на родном для ученика языке. Правда английской мореходной терминологии все равно придется подучиться, уж таков мировой стандарт.
В остальном формат занятий схож с RYA. Яхтсмены учатся по программе International Bareboat Skipper (шкипер международного плавания). Эта программа не рассчитана для изучения с нуля: новичкам придется самостоятельно подучить теорию и совершить несколько выходов на воду, после чего уже оттачивать свои умения с помощью инструкторов школы.
Отметим, что права на управление яхтой от IYT действительны в течение 5 лет, после чего срок действия документа необходимо продлевать.
Яхтенные сертификаты ISSA
International Sailing School Association – европейское объединение яхтинг-школ. Организация с довольно свободными нравами, и аккредитацию по данному стандарту обучения получает любая желающая школа. А некоторые и вовсе действуют от имени ISSA без оформления лицензии, причем самой компанией этот процесс никак не отслеживается. Случается, что не оправдавшие доверие и изгнанные из RYA или IYT школы, «перебегают» к ISSA и продолжают свою работу.
Соответственно, авторитет данной организации невысок. Цены на обучение по стандарту ISSA существенно ниже, но признают такие шкиперские сертификаты отнюдь не везде. При этом выданные права действуют в течение 5 лет, после чего требуют продления.
Сколько стоят права на яхту
Стоимость обучения сильно варьируется от выбранного стандарта обучения и места проведения практики. На права ГИМС для яхты с учетом медсправки, госпошлины и фотографий придется потратить 20-25 000 рублей. Международное обучение по специальности «яхтенный рулевой дневного плавания» обходится значительно дороже. В зависимости от выбранной программы и политики школы на обучение яхтингу ученики тратят от 500 до 1500 евро за курс.
Про замену удостоверения можно почитать в отдельной статье!
Полезные книги, с которых стоит начать
И напоследок бонус для тех, кто делает первые шаги в яхтинге – подборка книг и учебных пособий.
- «Введение в яхтинг» А. Киричук, В. Лабусов;
- «Морская навигация. Практическое пособие для яхтсменов» С. Акатьев;
- «Справочник яхтсмена» Б. Бонд;
- «Морская практика в картинках» Р. Дас, Х. Шварцлозе;
- «Школа паруса в вопросах и ответах» Р. Денк;
- «Ветровая стратегия» Л.Хоутон, Ф. Кэмпбелл.
Легкой учебы и попутного ветра!