Как выбрать якорь для лодки ПВХ — типы конструкции, расчет веса, средняя цена

Безопасность нахождения на воде – важнейший принцип проведения рыбалки даже на малом водоеме. Природа непредсказуема, но некоторые опасности можно предусмотреть заблаговременно и значительно уменьшить их воздействие. Например, лодочный якорь при правильном подборе обеспечит судну устойчивость даже при сильных течениях, высоких волнах и порывистом ветре. Если же не воспользоваться этим аксессуаром, то шансы на то, что лодка устоит на воде, не отчалит от места и не перевернется минимальны. Поэтому в статье поговорим о том, как выбрать якорь для лодки ПВХ, чем руководствоваться при покупке и можно ли использовать аналоги якорей, изготовленные самостоятельно в домашних условиях.

Как выбрать якорь для лодки ПВ

Какие бывают виды лодочных якорей

Для начала разберемся, какой якорь выбрать для ПВХ лодки или катера, исходя из конструкционных особенностей устройства. Конструкция обуславливает габариты, вес и принцип работы якоря, а также непосредственно влияет на его стоимость.

Якорь-Кошка

Конструкция складного типа, с выпускаемыми лапами, которые крепко цепляются за дно водоема. Весят подобные якоря от 1, 5 до 20 кг и считаются универсальными, т.к. могут свободно использоваться на водоемах с песчаным, каменистым, илистым и другим грунтом. При этом складной тип конструкции придает устройству минимальные габариты и удобство использования. Даже если такой якорь застрянет на коряге или неудачно подлезет под камень, при правильно сделанном узле, его легко можно будет высвободить: сильный рывок перевернет якорь и механизм лап автоматически сложится.

Перечисленные выше свойства по достоинству оценены пользователями, поэтому «Кошка» – популярнейший выбор якоря для лодки ПВХ.

Якорь-Кошка для лодки ПВХ
Якорь-Кошка для лодки ПВХ

Холла

Устройство с качающимися лапами, обеспечивающими надежное сцепление с песком, илом и галечным грунтом. При забросе якорь плашмя падает вниз, а впоследствии, под силой натяжения цепи, прилив цепляется за дно, и лапы поворачиваются, углубляясь в грунт еще сильнее. В результате якорь надежно закреплен, и даже при повороте судна на 360° его хватка не ослабевает.

Благодаря такому простому, но надежному принципу действия, в XIX-XX веках якорь Холла произвел настоящий фурор в мореходном деле, и обеспечил себе широкое применение почти на 100 лет. Сегодня же ввиду монолитной тяжелой конструкции он практически не находит применения на маломерных судах. В СССР и России по принципу Холла был сконструирован якорь Матросова, считающийся улучшенным аналогом. Но и такая конструкция используется довольно редко: якорь Матросова подбирают владельцы крупной лодки ПВХ (от 3,5 м) или судна, с жестким каркасом.

Якорь холла для лодки ПВХ
Якорь Холла

Грибовидный

Специальная разработка для стоянки судна на якоре в местах с частыми порывистыми ветрами и сильными течениями. По форме эти якоря напоминают перевернутый шляпкой вниз гриб, и эта самая «шляпка» и является главной цепляющей силой. Эффективность такой конструкции особенно заметна при использовании на водоемах с вязким донным грунтом (песок, ил). Также грибовидный якорь удобен в применении и на галечном дне, т.к. благодаря отсутствию выступающих лап он легко погрузится в грунт, но не станет «намертво» цепляться за булыжники, коряги и иные препятствия. Кроме того, владельцы ПВХ лодок ценят данный тип якоря за округлую форму (края не опасны для надувных бортов), достаточный вес (выпускают модели массой 1-15 кг) и компактные размеры

Грибовидный якорь для лодки ПВХ
Грибовидный якорь

Денфорта

Также среди лодочных якорей для ПВХ выделяются устройства, спроектированные Денфортом. Отчасти они напоминают уже описанный выше якорь Холла, но по сравнению с ним гораздо глубже зарываются в грунт. Конструкция также монолитная, тяжелая и с заостренными лапами. Из плюсов выделяется повышенная сила удержания и все вытекающие отсюда положительные моменты. Из минусов – крупные габариты, тяжелое вхождение в каменистый грунт (исправляется большей массой якоря) и сильное «зарытие» в песке и иле (порой вытащить засевший якорь крайне тяжело).

Якорь дэнфорта для лодки ПВХ
Якорь Дэнфорта

Таким образом, больше всего подходят для большинства ПВХ лодок якоря «кошки» и устройства грибовидного типа. Они обладают достаточной устойчивостью, оптимальны по габаритам, а также очень удобны в использовании и перевозке.

Какими параметрами должен обладать лодочный якорь

Помимо конструкционных особенностей, чтобы правильно подобрать якорь для ПВХ лодки, необходимо обратить внимание еще на несколько факторов.

Материал изготовления

Исходные материалы влияют на расчет веса и габаритов якоря ПВХ лодки, а также на продолжительность службы устройства. Как правило, заводские якоря изготавливаются из нержавеющих металлических сплавов, а вот самодельные устройства непредсказуемы, т.к. мастера используют все: от металла до пластика и бетона. Собственно, залогом долгосрочной службы якоря считается даже не сам материал, а наличие на нем антикоррозионного цинкового покрытия. Именно защитное покрытие предотвращает развитие окислительных и коррозионных процессов на металле, а следственно способствует долгой и успешной работе устройства.

Возможно будет интересно:  Рулевое для лодки - виды и устройство консолей, установка

Каким должен быть якорный канат

Крайне важен и состав троса, которым закрепляется якорь на лодке ПВХ. Лодочные канаты изготавливают из натуральных и синтетических материалов, среди которых лидируют:

  • нейлон;
  • капрон;
  • пенька;
  • сизаль.

Предпочтительно приобретать синтетические веревки, т.к. они более прочные и стойкие к воздействию внешней среды.

Также при выборе троса большое значение имеют его длина, толщина и прочность на разрыв. Касательно первого параметра отметим, что длина якорного каната в идеале подбирается под глубину водоема, превышая значение глубины в 3-5 раз, т.к. чем длиннее канат, тем сильнее хват якоря. Например, если планируется выход на озеро с глубиной 10 м, то потребуется порядка 30 м фала. Однако, зачастую рыбаки пренебрегают этим правилом и пользуются веревками по 15-20 м.

А вот по толщине троса и силе на разрыв от рекомендованных показателей лучше не отступать. Значение разрывного усилия должно быть в 70 раз больше веса якоря, а толщина троса желательно чтобы составляла не менее 12 мм. Вообще, часто можно увидеть рекомендацию по толщине в 7-10 мм, но отзывы пользователей говорят о том, что такой трос банально неудобно собирать – тонкая веревка режет руки.




Как правильно крепить якорь

Опытные рыбаки тщательно рассчитывают крепление якоря к лодке ПВХ, т.к. потеря крепления грозит немедленным причаливанием к берегу. Привязывать якорь можно разными способами, главное предусмотреть альтернативный рычаг вытаскивания. Он потребуется на случай таких напастей, как зацеп якоря за корягу, сильное увязание в грунте и т.п.

Для якорных «кошек», например, рекомендуют в качестве второго крепления использовать предохраняющее кольцо (как на брелоке ключей). Главное узловое крепление проводят через нижнее кольцо якоря, расположенное под лапами, при этом канат оставляют ненатянутым. Вспомогательный рычаг же формируется наверху веретена, причем трос не пропускается напрямую через дырку, а закрепляется с помощью брелочного кольца, пластиковой застежки или петли из лески. В таком случае, при зацепе якоря, верхнее крепление легко срывается мощным рывком, лапы под воздействием силы переворачиваются вниз и якорь свободно вытаскивается тем же тросом.

Аналогичный метод можно применить и к другим разновидностям лодочных якорей. Единственное, при покупке нужно обязательно убедиться в том, что тренд оснащен дополнительным отверстием для альтернативного закрепления троса.

Как выбрать якорь для лодки ПВХ по весу

Но основным параметром, с помощью которого выбирают лучший якорь для ПВХ лодки, является вес груза. Для владельцев малых лодок этот вопрос особенно актуален, т.к. якорь должен и надежно удерживать судно на месте, и минимально нагружать лодку во время перевозки, ведь каждый лишний кг сказывается на грузоподъемности и плавности хода. Поэтому сейчас рассмотрим, как рассчитать вес якоря у лодки ПВХ, чтобы купить или сделать самостоятельно наиболее оптимальный вариант тормозного устройства.

Расчет веса якоря для лодки ПВХ

Итак, существует два основных способа, чтобы рассчитать подходящий вес якоря для ПВХ лодки: по массе или по длине судна. Оба метода имеют право на существование, но отличаются своеобразными нюансами.

Если за основу вычислений брать массу ПВХ лодки, то формула расчета будет довольно проста:

масса якоря = 10% от показателя водоизмещения лодки

Например, если ПВХ судно выдерживает максимальную нагрузку в 180 кг, то следует покупать якорь массой минимум 1, 8 кг.

Лучше, конечно, брать груз с небольшим запасом – это даст большую уверенность в надежном хвате якоря при сильном течении.

В дополнение приведем небольшую таблицу, с рекомендуемыми значениями веса лодочных якорей.

Масса надувной лодки

(кг)

Вес якоря

(кг)

100 1-1,5
120 1,2 – 1, 7
140 1, 4 – 2
180 1, 8 – 2, 5
200 2 – 2,5
240 2, 4 – 3
280 2, 8 – 3, 5
350 3, 5 – 4
420 4,2 – 5
550 5, 5 – 6,5
640 6,4 – 7, 5
750 7,5 – 8,5

Однако, метод расчета массы якоря по весу ПВХ лодки считается более подходящим для катеров с жестким корпусом. В силу специфики надувного каркаса, владельцы ПВХ лодок предпочитают вычислять вес якорей исходя из длины судна. В таком случае за основу расчетов берут следующий принцип:

вес лодочного якоря = 1% от длины корпуса судна, выраженной в см

Так, для ПВХ лодки длиной в 220 см оптимальным станет якорь массой не менее 2,2 кг. Опять же, лучше покупать стопор с небольшим запасом, особенно если планируются выходы на бурные водоемы. И вновь покажет рекомендуемый вес якоря для лодки ПВХ таблица со стандартными расчетами.

Длина надувной лодки

(см)

Вес якоря

(кг)

160 1, 6 — 1, 8
180 1, 8 – 2
220 2, 2 – 2, 5
240 2, 4 – 3
320 3, 2 – 4, 5
420 4,2 – 5, 2
440 4, 4 – 6

К слову, любой якорь можно дополнительно утяжелить с помощью металлической цепи. Например, если у вас якорь в 2,5 кг и сильно усилился ветер, можно обмотать якорь цепью, таким образом утяжелив конструкцию и обеспечив лодке более надежную устойчивость. При этом всего 1 метр металлической цепи с диаметром в 10 мм утяжеляет массу якоря сразу на 2 кг! Отличное средство для безопасной стоянки ПВХ лодки на время неожиданно разбушевавшейся стихии.

И еще важно отметить, что эти формулы подбора весов якоря на ПВХ лодки подходят только для лодочных якорей заводского производства, т.к. они гарантированно погружаются в донный грунт. Самодельные же грузы (гантель, кирпич и т.п.) не цепляются за грунт, а просто оседают на дне, поэтому для них приведенные цифры не корректны. При использовании подобных устройств, масса якоря превышает стандартные значения минимум в 5 раз. Например, для лодки длиной 220 см уже потребуется якорь массой от 11 до 15 кг. И то, ввиду отсутствия цепких лап, полная безопасность нахождения данного судна на воде не гарантирована.

Средняя стоимость якорей для лодки ПВХ

Ввиду ограниченного бюджета порой выбирать якорь для ПВХ лодки приходится со строгим ориентированием на стоимость. Рассмотрим ценовой разброс на якоря различной конструкции.

Название Линейка весов (кг) Диапазон цен (рубли)
Тип «Кошка» 1, 5 – 20 500 – 4 000
Грибовидные якоря 1 – 15 400 – 5 000
Устройства Холла 3, 5 – 13 1 300 – 5 500
Якорь Дэнфорта 4 – 20 1 000 – 4 000

Таким образом, большинству владельцев маломерных ПВХ лодок для приобретения якоря будет достаточно бюджета в 2 000 – 3 000 рублей. При условии, что требуемый вес якоря находится в пределах 2-7 кг. У крупных судов с жестким каркасом масса якоря уже больше, поэтому и финансовые затраты соответственно повышаются в 2 раза.

Немного о самодельных якорях

И в заключение отметим парочку нюансов использования якорей, изготовленных самостоятельно.

Бывает так, что для ПВХ лодки срочно нужен якорь, а времени на походы по магазинам нет. В таких случаях обычно рыбаки используют подручные материалы, т.е. массивные грузы: гантель, булыжник, гирю, кусок рельс и т.п. Конечно, полноценным якорем такие «самоделки» назвать нельзя, т.к. уже отмечалось, что они просто падают на дно и удерживают судно лишь за счет своей массы. При этом уже средней силы течения способны относить такой «груз» и сдвигать ПВХ лодку с места стоянки. Поэтому использование подобных устройств не приветствуется, но если уж другого варианта нет, то на спокойный водоем выйти порыбачить все же можно.

Другое дело самодельные якоря для ПВХ, выполненные по аналогии с заводскими конструкциями. На изготовление такого устройства понадобится гораздо больше материалов, времени и сил, но и результат будет соответствующий: надежный якорь, вылитый из металла собственными руками. Способов изготовления самодельных якорей изобрели достаточно много и в интернете можно легко найти метод с подходящими материалами и подробно описанным рабочим процессом. Для примера приведем 2 распространенных способа.

Самодельный якорь для ПВХ лодки
Самодельные якоря для ПВХ лодки

Сварной якорь для лодки

В качестве материалов используется короткая металлическая труба или прут, стальной лист в 2-3 мм толщиной и проволока диаметром от 10 мм. Вся работа делится на несколько этапов:

  1. Сгибание проволоки в веретено.
  2. Приварка штока.
  3. Прикрепление фиксирующих лап, планок и шайб к штоку.
  4. Сварка концов веретена у штока.

В итоге получается крепкое устройство с несколькими цепкими лапами – отличный вариант для рыбалки на ПВХ лодках длиной в 2, 5-4 м.

Литой лодочный якорь

Этот способ менее трудоемкий, но требует больше материалов и рабочего пространства. Для изготовления берут 5-6 кг свинца, плавят его и заливают в заранее подобранную форму. Далее в заготовке проделывают лапы, просверливают отверстия для крепежа и пропускают через них канат. Все, конструкция готова к использованию.

Таким образом, изготовление якоря для ПВХ лодки в домашних условиях под силу большинству владельцам, т.к. конструкция не отличается особой сложностью.

Выбор якоря для ПВХ лодки – главные тезисы

Наконец, кратко подытожим изложенные рекомендации. Чтобы выбрать якорь, подходящий для вашей ПВХ лодки, необходимо:

  • Учесть водоизмещение и габаритную длину судна.
  • Изучить максимальную глубину водоемов, на которые планируется выходить.
  • Уточнить данные о погодных условиях и подводных течениях.
  • Выяснить вид грунта на дне водоема, чтобы определить удобный тип конструкции.
  • Убедиться в наличии антикоррозионного покрытия якоря.

А уже после сбора всех перечисленных сведений, остается только рассчитать массу якоря и длину канатного троса.

Удачной покупки!

Возможно будет интересно:  Что такое кокпит и где он находится в лодке, виды кокпитов
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector