Катер на воздушной подушке — принцип работы, характеристики, производители


Водный транспорт не ограничивается надувными лодками, алюминиевыми катерами, яхтами и крупными кораблями. Встречаются и крайне своеобразные суда, вызывающие интерес необычной конструкцией и уникальными технологическими решениями. Один из ярких примеров – катер на воздушной подушке, которому мы сегодня и посвящаем наш обзор. В статье разберем принцип действия такого транспортного средства, поговорим о его преимуществах и недостатках, а также ознакомимся с ведущими производителями плавсредств данного класса. С удовольствием приглашаем к прочтению статьи всех, кто увлекается водными прогулками и спортом!

Катер на воздушной подушке

Что представляет собой катер на воздушной подушке


Итак, начнем разбираться с поставленными задачами с изучения самой базовой информации. И прежде всего заглянем в толковый словарь, который скажет нам, что:

Лодка на воздушной подушке – это судно, поддерживаемое на поверхности воды, суши, льда и т.д. за счет сил избыточного сдавливания воздуха, накапливаемого в специальной полости, расположенной под днищем плавсредства.

Иначе говоря, основой подобного судна является подушка со сдавленным воздухом, огражденная специальной обивкой из высокопрочной ткани. Сверху же надстроен алюминиевый или композитный корпус, начиненный необходимым для эксплуатации катера оборудованием.

Принцип действия воздушной подушки до гениального прост: за счет сдавленного воздуха корпус судна приподнимается над поверхностью, что позволяет избежать появления трения и тем самым снизить силу сопротивления движению. При этом различают статическую воздушную подушку (внешний вентилятор) и динамическую (давление воздуха в аппарате повышается при движении вдоль опорной поверхности; так называемый «скоростной напор»).

Возможно будет интересно:  Алюминиевые катера от российских производителей: преимущества, популярные модели, цены

Принцип действия воздушной подушки

Принцип действия воздушной подушки

Первым высказал идею подобной конструкции швед Э. Сведенборг, и случилось это в 1716 году. Позднее упоминания о схожих конструкциях встречались в России, Англии, опять же Швеции, а также Австрии и Франции. Уделял внимание принципу перемещения тел за счет воздушной подушки и знаменитый русский ученый Константин Циолковский, но на практике первым в мире воплотил эту идею советский конструктор В. Левков. В 1930-ых годах под его руководством для военных целей было изготовлено порядка 15 катеров на воздушной подушке, причем вес моделей варьировался от 1,5 до 15 тонн! Это были предельно быстрые суда для своего времени, но, к сожалению, все они были уничтожены во время сражений Великой Отечественной Войны.

Вновь идея о судах подобного типа появилась в конце 1955 года, когда англичанин К. Кокерелл подал патентную заявку на конструкцию судна на воздушной подушке принципиально иной конструкции. Свое изобретение ученый назвал Hovercraft (от англ. «парящий аппарат»), отчего и распространилось по миру современное обозначение того, как называется катер на воздушной подушке, — Ховеркрафт. И это вполне справедливо, ведь на основе этого конструкторского решения основаны современные коммерческие и военные суда во всем мире.

Движение катера на воздушной подушке

Основные качества катера на воздушной подушке

Что ж, общее представление о судне на воздушной подушке (СВП) составлено, теперь время поговорить о специфических особенностях. И здесь можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны.

Преимущества

Среди достоинств конструкции чаще всего называют следующие черты:

  • Высокая скорость, которую судно может удерживать несколько часов.
  • Низкий расход топлива, обусловленный мало ощутимой силой сопротивления водной или грунтовой поверхности.
  • Ничем не ограниченный навигационный период. Ховеркрафты можно использовать в любое время года, и более того: это едва ли не единственный вид водного транспорта, который допустимо использовать во время ледохода.
  • Простота конструкции. По своей сути эти суда достаточно просты, и потому в сети встречается немало рекомендаций о том, как сделать катер на воздушной подушке своими руками.
  • Грузоподъемность ховеркрафтов достигает значений в 1-1,5 тонны.
  • Непритязательность к качеству поверхности. Катера свободно движутся на мелководье, по поросшему мелкой растительностью берегу или вязкому болоту, а также льду, снегу, асфальту, траве и т.д. Но у этого фактора есть существенное ограничение, о котором подробнее расскажем в следующем разделе.

Недостатки

Как и любое транспортное средство, ховеркрафты не лишены определенных минусов. И к ним стоит отнести следующие качества:


  • Большие расходы. Само по себе небольшое судно в средней комплектации стоит около 700 000 рублей. При этом немало средств потребуется и на обслуживание самого ховеркрафта, который требует профилактического ремонта примерно раз в полгода.
  • Зависимость от направления ветра. Движение по направлению против ветра значительно снижает скоростные показатели судна, а при скорости ветра свыше 15 м/с эксплуатация ховеркрафта и вовсе недопустима.
  • Высокий уровень шума. Воздушные винты во время работы создают повышенную шумность, ввиду чего пилот судна должен находиться в наушниках.
  • Низкая способность преодоления препятствий. Название катера на воздушной подушке неспроста связано со словом hover – «парящий». Судно именно парит над поверхностью, но вот совершать взлеты или прыжки оно не очень способно. В зависимости от исходных габаритов ховеркрафты способны преодолевать препятствия высотой от 40 до 100 см, а также совершать непродолжительные подъемы под уклоном до 40 градусов. Таким образом, от качества поверхности судно фактически не зависит, но при этом огромное влияние имеет наличие на участке рельефных перепадов, к которым также стоит отнести высокие волны или заросли растительности.

Несмотря на преобладание положительных качеств, все же суда на воздушной подушке обладают и существенными недостатками. Эти минусы не позволили ховеркрафтам заслужить высокую популярность и достичь масштабного распространения. Тем не менее некоторые суда стали достаточно популярными и в своем роде даже незаменимыми транспортными средствами.

Катера с воздушными подушками на российском рынке

Как уже оговаривалось выше, первый производственный выпуск ховеркрафта состоялся в середине ХХ века. С тех пор прошло немало времени, и конечно рассмотреть для катера на воздушной подушке все модификации просто невозможно. Но для поверхностного знакомства мы сделали небольшую выборку производителей ховеркрафтов, которую сейчас и предлагаем вашему вниманию.

Лидеры прошлых лет

Разработкой судов на воздушной подушке в России с 1958 года занимается Центральное конструкторское бюро «Нептун». Инженеры проектируют катера различной конструкции, а непосредственно серийным производством моделей занимаются судостроительные заводы. С момента основания по проектным чертежам ЦКБ «Нептун» построено множество катеров на воздушной подушке, некоторые из которых успешно выпускаются и эксплуатируются по сей день. Среди столь успешных моделей стоит отметить следующие образцы:

  • СВП «Барс» (первый выпуск в 1976 г., всего выпущено порядка 40 единиц, использовалось для почтовых перевозок и поисково-спасательных отрядов);
  • СВП «Гепард» (выпускается с 1984 года, произведено более 100 экземпляров, используется для хозяйственных нужд и патрульной службы);
  • СВП «Соболь» (годы производства 1990-1994, выпущено около 30 образцов, предназначение – туризм и водные прогулки);
  • КВП «Ямал-730» (выпускается с 2011 года, коммерческие производства и силовые ведомства приобрели уже несколько десятков единиц данной техники).

Заметим, что изготовление катеров на воздушной подушке обычно производится под заказ. Но при этом оценили преимущества судов ЦКБ «Нептун» не только российские службы, но и зарубежные пользователи.

Катер на воздушной подушке своими руками
Катер на воздушной подушке построенный своими руками

Современные российские производители

Что же касается состояния дел на сегодняшний день, то КВП на рынке водного транспорта откровенно говоря встречаются редко. Тем не менее есть несколько компаний, чья деятельность связана с продажей или собственным производством ховеркрафтов. Предлагаем кратко с ними ознакомиться с помощью следующей таблицы.

Название компании Краткое описание
Christy Hovercraft Российский производитель, занявшийся выпуском судов на воздушной подушке еще в начале 1990-ых годов. На сегодняшний день в линейке фирмы представлено более полутора десятков ховеркрафтов с различными техническими характеристиками. Например, суда могут перевозить от 3 до 18 пассажиров, развивать максимальную скорость в 70-100 км/ч и везти грузы массой до 1 тонны.
РосПромРесурс Судостроительная компания, в производственной линейке которой нашлось место и для отдельного сегмента – разработки катеров на воздушной подушке. Фирма выпускает суда серий «Мираж», «Стрелец» и «Марс». Конструкция и технические характеристики моделей позволяют использовать данные катера в различных сферах: пассажироперевозках, грузовом снабжении, водных прогулках и для службы патрульного, медицинского, спасательного или почтового характера.
Нептун Ховеркрафт Деловое партнёрство компании «Ховеркрафт» и судостроительного завода «Нептун». Фирма отличается наличием полного производственного цикла, т.е. все комплектующие катеров производятся непосредственно самим судостроительным заводом. Компания занимается производством под заказ, при этом модели могут вмещать до 39 пассажиров и перевозить грузы массой в 1,4 тонны.
Мосховеркрафт (Moshovercraft) Дилерский центр, занимающейся продажей и сервисным обслуживанием маломерных судов на воздушной подушке. В товарной линейке представлены ведущие модели ховеркрафтов от фирм Hovery Hovercraft, AirWing,  Neoteric Hovercraft, Airlift Hovercraft, Нептун, РосПромРесурс и других.

Вот основные точки продаж катеров на воздушной подушке в России. Также не забывайте о том, что может быть собрана лодка на воздушной подушке своими руками, но для этого надо как минимум обладать техническим образованием и достаточным финансовым бюджетом. Успехов!


Другие статьи по теме

Ссылка на основную публикацию