Моторные лодки и катера российского производства — обзор производителей


Принять решение о покупке лодки легко, а вот выбрать конкретную модель довольно непросто. Нынче в магазинах и на сайтах ассортимент практически безграничен: товар отличается и ценами, и характеристиками, и выпускающими странами, ведь производство катеров налажено по всему миру. Однако большинство людей, по старой доброй традиции, предпочитают поддерживать отечественное судостроение. Поэтому в сегодняшней статье расскажем про моторные лодки и катера российского производства. Обсудим их свойства, назовем ведущих отечественных производителей лодок и сравним цены «наших» катеров с зарубежными аналогами.

Моторные лодки и катера российского производства

Какие бывают моторные лодки и катера российского производства


В последнее десятилетие российское судостроение развивалось ускоренными темпами, и на рынке появилось множество отечественных моделей лодок и катеров. Толчок к развитию отрасль получила в 2008 году, когда воедино сложились четыре влияющих фактора:

  • Мировой кризис, благодаря которому потребители стали в первую очередь обращать внимание на цену продукта.
  • Расслоение населения – тот же кризис привел к появлению социальной прослойки людей, с высоким достатком, которые могут себе позволить приобрести плавсредство.
  • Высокий госзаказ позволил отечественным судостроителям чувствовать себя уверенно в условиях изменяющегося мирового рынка.
  • Введение госпошлин на импортные маломерные суда свело ценовую конкуренцию на нет.

Таким образом, с 2008 по 2018 год российские катера и лодки значительно улучшили свои позиции на рынке. Доля отечественных судов достигает 60% в категории плавсредств от 7 до 17 м и 80% в спектре маломерных лодок и катеров (до 7 м). Такое преимущество говорит о том, что по производственными технологиям и качеству материалов морские и речные катера российской промышленности ни в чем не уступают уровню мирового стандарта судостроения.

Отечественные судозаводы и верфи производят практически все виды плавсредств для рыбалки и отдыха на воде. Различают алюминиевые, стеклопластиковые, каютные, речные, морские судна, в том числе надувные лодки ПВХ и водоизмещающие катера российского производства. Но из всего спектра отечественного судостроения наиболее популярны алюминиевые катера для рыбалки российского производства. Судно такого класса можно без труда встретить на крупных и малых реках или озерах России. Поэтому о них более подробно и поговорим далее.

Виды российских катеров и лодок из алюминия

Российские алюминиевые катера и лодки наиболее доступны по закупочной цене, а также они самые неприхотливые из маломерных суден в обслуживании. Помимо новых образцов, много подобного водного транспорта встречается на вторичном рынке, причем зачастую судна были выпущены в 70-80-ых года прошлого века. Однако, катера и моторные лодки из алюминия и пластика еще советского производства, не только до сих пор на ходу, но и способны дать фору многим современным моделям. Неспроста они так полюбились рыбакам и любителям водных прогулок.

Советские алюминиевые судна, как российские пластиковые катера 2018 и более ранних годов постройки, выпускались самого различного типа. Встречаются алюминиевые катера российского производства с каютой для пассажиров и платформой для купания, рыбацкие лодки с местами для экипажа в 3-12 человек, спасательные катера с рубкой, оборудованной техникой для проведения поисково-спасательных экспедиций. Всего же по конструкционным особенностям различают почти десяток моделей лодок и катеров из алюминия:

  • Закрытое судно – наиболее комфортабельный вариант для водных перемещений;
  • Открытое – судно без крыши, с ветровым стеклом и скамейками. Вместо навеса натягивают тент;
  • Полуоткрытое – крышей накрыта только рулевая рубка;
  • Раскладное – прорезиненные стыки позволяют складывать судно для удобства хранения, очень редкий вариант;
  • Комбинированное – корпус выполнен из алюминия с добавлением пластиковых или надувных элементов;
  • Классическое – малогабаритное судно, палуба которого накрывает носовой вырез, предназначенный под багаж;
  • Облегченное – вес судна не превышает 40 кг;
  • РИБ – многофункциональное судно с надувным бортом и днищем из металла и пластика;
  • Кабин – судно с каютной кабиной в средней части;
  • Круизер – прогулочный транспорт с открытой кабиной рулевого;
  • Буксировщик – спортивный вездеход.

И эту классификацию еще можно долго дополнять, т.к. у каждого производителя есть индивидуальные модели лодок и катеров, не попадающие под общие нормы. Но все их объединяет одно – принадлежность к отечественному судостроению.

Катер Корвет 920 VIP

Катер Корвет 920 VIP

КАТЕР GRIZZLY PRO 580 TARGA
КАТЕР GRIZZLY PRO 580 TARGA

В чем преимущества российских катеров и лодок

Как уже упоминалось ранее, алюминиевые лодки и катера в России производят еще с советских времен. Их надлежащее исполнение не поддается сомнению, ведь многие выпущенные на заводах в 70-80-ых годах лодки до сих пор курсируют по рекам.

Поддерживают марку качества и нынешние производители алюминиевых лодок в России. Тем более что нынче промышленность продвинулась намного вперед: практикуются новые способы металлообработки, а также высококачественные технологии соединения и штамповки металлов. Благодаря этому, российским суднам из алюминия присущи следующие преимущества:

  1. Долговечность – алюминий известен высокой прочностью, за что его часто задействуют при авиастроении. А современные методы клепания алюминия и качественные герметики еще больше увеличивают исходную прочность металла.
  2. Легкость конструкции – свойства металла позволяют производить облегченные судна, масса которых не превышает 40 кг.
  3. Коррозионная устойчивость – алюминий не поддается коррозии даже в соленых морских водах.
  4. Не требовательность в уходе и легкий ремонт – такую лодку не нужно ежегодно красить, проверять на проколы, латать и т.п. А при возникновении неисправности, ремонт не отнимет много времени, сил и денежных средств.
  5. Относительно малый расход топлива – при этом катера очень быстрые, даже если на них установлены моторы малой мощности.
  6. Корпус не поглощает, а отталкивает влагу, что предотвращает износ материалов, а также появление сырости, плесени и т.п.
  7. Не требуется время на сборку или надувание. Достаточно просто транспортировать лодку к водоему, и поставить на ход.

Кроме того, изготовленные в России каютные катера из алюминия имеют привлекательный и элегантный дизайн, ни в чем не уступающий зарубежным суднам. И, конечно, главнейшее преимущество русских лодок – стоимость. По сравнению с импортными суднами она в полтора, а то и два раза ниже.

Недостатки российских алюминиевых катеров и лодок

У алюминиевых плавсредств совсем немного недостатков, но все же они есть. К ним относят:

  • Затруднения при транспортировке. Для перемещения лодки потребуется лодочный прицеп или специальный багажник на крышу авто.
  • Неудобство в хранении. За исключением складных лодок, которые встречаются в продаже крайне редко, все судна имеют литой корпус. Поэтому для их хранения требуется просторное помещение, вроде гаража или ангара.

Нельзя сказать, что эти недостатки критичны, однако исправить их может только какое-то коренное изменение в производстве и внедрение принципиально новых технологий. Но пока еще промышленность не шагнула так далеко вперед, поэтому алюминиевые судна без недостатков не производит ни мировое судостроение, ни российские верфи маломерных судов.

Ведущие российские производители катеров и лодок

Сегодня по всей России наберется несколько сотен судоверфей, на которых изготавливаются плавсредства различного класса. Но отнюдь не все производители катеров в России заслужили положительные отзывы потребителей. Рассмотрим наиболее популярные и престижные заводы-изготовители алюминиевых моторных лодок и катеров в России.

  1. Волжанка (Volzhanka) – самарский завод, занимающий лидирующую позицию по востребованности. Высочайшее качество сборки и широкая линейка моделей – вот те качества, за которые «Волжанку» ценят не только в России, но и за рубежом.
    Катера Волжанка (Volzhanka)
  2. Wellboat – компания из Санкт-Петербурга, специализирующаяся на выпуске катеров, спроектированных по собственным наработкам. Продукция отличается оригинальной конструкцией и дизайном, но при этом полностью соответствует установленным ГОСТам, о чем свидетельствуют сертификаты качества. Модельный ряд очень широк, а разброс цен составляет от 40 тысяч рублей до 1 млн 400 тысяч рублей.

    Катера Вельбот (Wellboat)
    Катера Вельбот (Wellboat)
  3. Петрокаб – российский производитель алюминиевых катеров, известный серией суден «Фишлайн». Под этим брендом выпускаются различные модели катеров и лодок, главное назначение которых – рыбалка, отдых на воде и дайвинг. Производство расположено в Ленинградской области.
    Катера Петрокаб
  4. Армада – эта саратовская фирма-изготовитель катеров основывает свое производство на технологиях, отчасти позаимствованных у отрасли авиастроения. Благодаря им, катера «Армады» отличаются высочайшей прочностью, облегченной конструкцией и относительно низкими нормами потребления топлива. Все судна выпускают под серией «Николь-Н», а самые известные модели: «Хантер», «Фаворит» и «Классик».
    Катера Армада
  5. Квинтрекс Рус (Quintrex) – судостроительная верфь в Воронеже, использующая уникальную технологию зигования днищевых листов. Произведенные по данной методике судна получают высокую скорость и маневренность, плавный ход, а также легкую управляемость. Модельный ряд этого российского производства включает в себя, как алюминиевые лодки до 4 метров для любителей рыбалки и водных прогулок, так и комфортабельные катера для профессионального промысла и выхода в море.
    Катера Квинтрекс Рус (Quintrex)
  6. Вятка-Профи – компания, специализирующаяся на бюджетных суднах. Выпускает различные модели лодок (серии «Вятка-Профи», «Шило», «Дельфин») и катеров («Вятка-Профи», «Allboat»). Производство находится в Кировской области.
    Лодки и катера Вятка-Профи
  7. Беркут (Berkut) – еще один производитель, поставивший акцент на доступную стоимость. При этом судна «Беркута» отличаются и завидным качеством, т.к. компания использует продвинутые технологии производства. Цену же удается снизить благодаря тому, что в лодках этой компании нет импортных материалов: все детали изготавливаются из российского алюминия.
    Катера Беркут (Berkut)

Вот так выглядит топ-7 ведущих производителей лодок и катеров из алюминия в России, которых рекомендуют рыбаки, охотники и просто ценители водного транспорта.

Стоимость российских катеров в сравнении с иностранными аналогами

Как уже отмечалось, Россия «налегла» на производство катеров с наступлением мирового кризиса 2008 года. Но не малую роль здесь сыграло и введение дополнительных пошлин на импортные судна. С новым налогом и без того значительные суммы увеличились на 20-30%. К этому еще стоить добавить затраты на доставку, да и «плавающий» курс валют нельзя не брать в расчёт.

В итоге на сегодняшний день лодки и катера российского производства имеют наиболее доступную цену для потребителей. Например, качественную и вместительную моторную лодку можно купить в пределах 30 тысяч рублей. Цена на российские катера из алюминия стартует от отметки в 50-60 тысяч рублей, при этом верхний предел ограничен только возможностями и пожеланиями потребителя. В среднем комфортные судна экстра-класса продают в пределах 1-3 млн рублей.

Если же сравнить рейтинг алюминиевых катеров российского производства с аналогичным зарубежным списком, то мы увидим, что по характеристикам особых расхождений нет. А вот цены отличаются разительно. В среднем, алюминиевые лодки и катера из России дешевле катеров американского и корейского судостроения в 1,5 раза.

А европейское производство и вовсе одно из самых дорогих. По сравнению с популярными катерами Европы российская продукция дешевле ровно в 2 раза. То есть за те же деньги в России можно купить либо 2 судна, либо катер значительно превышающий по мощности и комфортабельности зарубежный аналог. Так что, как поется в старой песенке «думайте сами, решайте сами», а многие рыбаки уже сделали свой выбор в пользу отечественного производителя.

Успешных покупок и отличной погоды на водоемах!


Ссылка на основную публикацию