Патрульные катера класса Айленд – сторожевые корабли береговой охраны США, предназначенные для несения службы в акваториях морей. Впервые введены в эксплуатацию в 1985 году. В период с 1982 г. по 1992 г. было спущено на воду 49 катеров. 37 из них успешно функционируют по настоящий день. Американские катера Айленд были названы в честь самых значимых островов страны.
Строительство катеров осуществлялось на старейшей судостроительной верфи США Bollinger Shipyards в Локпорте (штат Луизиана), которая на протяжении 70 лет обеспечивает ВМС страны военными кораблями. Благодаря безупречной репутации, семейная компания добилась безусловного доверия правительства. Большинство госзаказов на патрульные, внутренние суда и сейчас передаются на верфь.
Программа «Острова» (англ. Island) была запущена по инициативе Конгресса, с целью увеличения ресурсов правоохранительных органов США в морских прибрежных водах на юго-востоке. В процессе эксплуатации первых катеров, технических недостатков выявлено не было, поэтому ВМС расширило географию использования на запад и север, до Аляски. В основу конструкции положено великобританское судно Vosper Thornycroft, которое эксплуатируется в 33 странах Америки и Европы.
Содержание статьи
Что собой представляют катера класса Айленд
Патрульные катера типа Айленд, длиной 34 метра представляют собой модификацию классического судна береговой охраны США с удачной моделью британского корабля. Обладая отличной маневренностью, скоростью и параметрами плавучести они стали достойной заменой старых катеров, габаритной длины 29 м. По сравнению с морально устаревшими единицами, патрульные катера класса Island были оснащены передовой электроникой и навигационным оборудованием. Это позволило эффективно поддерживать морскую безопасность на всех уровнях – незаконная миграция, оборот наркотиков, специальные операции ВМС, соблюдение правил рыболовства, поисково-спасательные мероприятия.
Модернизация
В рамках проекта патрульных катеров Island были реализованы инновационные технологии, доступные к тому времени. Длиной 110 футов и водоизмещением 168 т, они отвечали всем требованиям военной промышленности. И только в 2002 году в рамках комплексной программы модернизации глубоководных систем, Береговая охрана США начала проводить модификацию сторожевого катера. К корме были добавлены дополнительные 4 метра, чтобы было достаточно места для размещения смешанных экипажей. Вмешательство в конструкцию привели к снижению скорости на 1 узел и увеличению общей массы на 15 тонн, что не могло не отразиться на ходовых качествах катера береговой охраны США типа Айленд. В период с 2002 по 2005 года модификации подверглись 8 кораблей:
- Matagorda (wpb 1303)
- Attu (wpb 1317)
- Metompkin (wpb 1325)
- padre (wpb 1328)
- Manitou (wpb 1302)
- Monhegan (wpb 1305)
- Nunivak (wpb 1306)
- Vashon (wpb 1308)
В 2005 году адмирал ВМС Томас Х. Коллинз отдал приказ прекратить модернизацию, после морских испытаний, в ходе которых обнаружились критические конструкционные изъяны.
В 2006 году инженер национальной Корпорации Lockheed Martin, занимающейся передовыми технологиями в аэрокосмических, оборонных и охранных отраслях сделал публичное заявление, о том, что Береговая охрана полностью игнорирует серьезные недостатки безопасности в проекте по модернизации. Проблемы были серьезные – слепые зоны для камер наблюдения, оборудование FLIR, не подходящее для работы в экстремальных температурах, не защищенные кабеля в системах связи, растрескивание корпуса на высоких скоростях в глубоководье.
В итоге все 8 катеров были выведены из эксплуатации и пришвартованы на верфи Береговой охраны США в Arundel Cove.
На сегодняшний день с Bollinger заключен контракт на строительство 58 патрульных катеров Сентинел (Sentinel), которые полностью заменят в американской береговой охране Island. С учетом развития новых технологий, судна нуждаются в капитальном ремонте или полной замене. 29 новых сторожевых кораблей уже введены в эксплуатацию. По мере обновления флота, списанные судна передаются странам-союзникам, в которых расположены военные силы США, для обеспечения ВМС боевыми средствами. В катерах предусмотрен резерв веса и свободного пространства на 10 тонн дополнительного оружия.
Программа реализации военного имущества США
Американские катера типа Айленд уже размещены в Бахрейне (6 единиц), в составе Патрульных сил Юго-Западной Азии. Остальные передаются, согласно заключенным контрактам, через Оборонное агентство сотрудничества по вопросам безопасности (USCGC). В частности, катера WPB 1321 Cushing и WPB 1323 Drummond (на фото), были подарены Украине, в рамках программы реализации избыточного военного имущества США (EDA).
Катер Cushing wpb 1321 и Drummond wpb 1323 проходили службу береговой охране США на атлантическом побережье с 1988 года и одновременно выведены их эксплуатации в 2017 году. Официальная причина – международное военная поддержка безвозмездного характера. Однако, странам, получившим в дар списанное имущество ВМС США, придется вложить немалые суммы (не менее 10 млн $ в каждое судно) для ремонта, модернизации, обучения персонала и транспортировки кораблей к месту назначения. При этом не учитывается реформы в законодательной базе, которые сделали возможным подобное соглашение. Передача патрульных катеров класса Айленд Drummond и Cushing осуществлялась в Балтиморе в присутствии высокопоставленных лиц обоих государств.
В сентябре 2016 года два патрульных катера класса Айленд были торжественно переданы Грузинской береговой охране. WPB 1340 Jefferson Island и WPB 1345 Staten Island вошли в состав ВМС Грузии под названиями «Очамчира», «Диоскурия». В отличие от украинской истории, американская сторона взяла на себя львиную долю расходов – обучение личного состава, транспортировку и разконсервацию.
Американские катера Айленд теперь входят в состав Береговой охраны и ВМС Пакистана – 5 единиц, Береговую охрану Коста-Рики – 2 судна. Некоммерческая природоохранная организация (SSCS) приобрела по программе USCGC катера для патрулирования подведомственных территорий — Block Island, Pea Island, Bainbridge Island.
Американский патрульный катер Исланд продолжает нести службу во благо нации. Оставшиеся сторожевые корабли, которые в ходе долгосрочной программы будут постепенно реализованы, продолжают использоваться Береговой охраной в штатах: Северная Каролина, Нью-Джерси, Флорида, Калифорния, Гуам, Аляска и т.д.
Что касается безвозмездной передачи, военный патрульный катер Island Cushing и Drummond остаются в прибрежных водах США, до момента транспортировки в Украину. По всей видимости, это произойдет в 2019 году, если страна-союзник изыщет материальные средства для необходимых мероприятий.
Характеристики катеров типа Island
Катера типа Island имеют стандартные ттх, которые имеют некоторые отличия, в зависимости от года выпуска и серии (А/В/С). Характеристики, заявленные судостроителем полностью соответствуют оригиналу и несомненно внушают уважение к производителю, который смог реализовать подобный проект в далеком 1985 году.
Водоизмещение нормальное, т | 136/138/137 |
Водоизмещение полное, т | 165/155/153 |
Габаритная длина, м | 33,53 |
Ширина, м | 6,4 |
Осадка, м | 2,13 |
Max мощность л/с | 6200 |
Скорость, км/ч, узлы | 54,6/29,5 |
Материал корпуса | сталь |
Материал надстройки | алюминий |
Экипаж, кол-во человек | 16 |
Офицеры, кол-во чел | 2 |
Автономная работа, суток | 5 |
Комплектация катера Айленд | Моторной лодкой RHI
РЛС AN/SPS-73 |
Патрульный катер Island имеет классификацию, которая группирует лодки, в зависимости от электроустановок и других модификаций:
- А – номера корпуса WPB 1301 — WPB 1316;
- В — корпус с номерами WPB 1317 — WPB 1337, в том числе катера USCGC Cushing и USCGC Drummond;
- С — патрульный катер Island серийный номер WPB 1338 — WPB 1349.
Электро-технические характеристики
Силовая установка: двухфазовый дизельный генератор для серий А и Б – два Paxman Valenta 16-PR 200-M, мощностью 5,280 л/с, 3,940 кВт.
Для серии С – два генератора Paxman Valenta 16-PR 200-M, мощностью 5,280 л/с.
Дополнительно все серии укомплектованы двумя дизель-генераторами Caterpillar 3304T, мощностью 135 л/с, которые могут работать параллельно.
Военные характеристики катера Айленд (вооружение)
Вооружение на борту катера серии А и В класса WPB – 25-мм автоматическая артиллерийская установка (пулемет) MK 38 Mod 0 Bushmaster и два легких пулемета М60, калибра 7,62.
Катера Айленд класса «C» вооружены одним 25-мм пулеметом, двумя пулеметами калибра 12,7 и двумя легкими пулеметами M60 (7,62 мм).
Этого вполне достаточно для успешного выполнения главных задач – пресечение незаконной миграции в территориальных водах и контроль над перевозкой наркотических средств.
Корабли класса Island оснащены навигационными и коммуникационными системами, которые к 2006 году были технически совершенными. То же самое касается спутниковой навигации Loran C и наземным поисковым радиолокатором с возможностями предотвращения столкновений. Но после провальной модернизации, которая повлекла за собой более 60 млн долларов убытков для Береговой охраны США и ВМС в целом, оставшиеся катера типа Айленд взяли на себя финансовое бремя, которое не предусматривает комплектацию новыми техническими системами. Конгресс и командование ВМС приняли резонное решение, полностью обновить весь флот новыми катерами, чем вкладывать средства в заведомо убыточные мероприятия.