Хождение под парусами привлекает своей романтикой многих людей, но мало кто из опытных судоводителей целиком полагается на парусное вооружение судна. Большинство владельцев предпочитают, чтобы совместно с парусами и мотор на яхту был установлен, причем не простой, а с оптимальным соотношением ходовых качеств и топливной системы. О таких образцах и поговорим в сегодняшнем материале. В статье изучим рейтинг именитых производителей яхтенных двигателей, а также поговорим о том, какими вообще на сегодняшний день могут быть моторы на яхтах. Присоединяйтесь к чтению, материал обещает быть увлекательным и познавательным!
Какие бывают моторы для яхт
У нас на сайте есть много статей о лодочных двигателях, но яхтенные моторы от них во многом отличаются. Во-первых, если чаще всего встречаются подвесные двигатели на лодках, то мотор на яхту – это чаще стационарное устройство, для которого отведено специальное место на борту судна и реже подвесные моторы. Во-вторых, ПЛМ обычно бывают либо бензиновые, либо электрические. В сфере же крупного судоходства долгое время беззаботно господствовал дизельный мотор. И до сих пор яхтсмены ценят дизель за высокую степень надежности и безопасности, а также разумный расход топлива.
Однако, в последнее время в обществе все чаще стали подниматься вопросы поддержания и улучшения экологической обстановки, что не могло не сказаться и на судостроительной отрасли. Поэтому ведущие производители постоянно тестируют новые наработки, позволяющие уменьшить вред от дизельного мотора или же вовсе использовать принципиально другие источники энергии. И на сегодняшний день двигатель на яхту моторного (парусно-моторного) типа может обладать одним из следующих принципов работы.
Гибридные установки
Впервые такая система была разработана инженерами автомобильной отрасли, и представляет она собой эффективное сочетание дизеля с электромотором. Причем оба прибора обычно не соединяются напрямую, но даже если двигатели и завязаны на едины передаточный вал, работают они обособленно. Такая система позволяет судну в определенных ситуациях ходить, например, только на электричестве. При этом окружающая среда не подвергается загрязнению, а судно идет по глади водоема плавно и бесшумно.
Но не обходится гибридная система и без недостатков: яхта получит меньшую скорость и немного потеряет в автономности. Здесь следует заметить, что в новейших моделях гибридных установок, производители стараются использовать мощные аккумуляторы, заряжающиеся от дизельных генераторов. И пусть такой принцип работы пока еще не столь совершенен, он все же считается наиболее перспективным для судоходства. По крайней мере, ведущие производители основные исследования проводят именно в направлении разработки гибридных установок.
Электродвигатели
По части экологии такой тип моторов идеален: при работе двигатель не шумит и не выделяет вредных веществ. Но к сожалению, на данный момент актуальны электрические моторы для яхт с длиной корпуса не более 7 метров и с максимальной скоростью, не превышающей 5 узлов. На более крупных судах работа подобных агрегатов не столь эффективна, чтобы их можно было рекомендовать к приобретению.
Однако, и в этом направлении ведутся определенные разработки. Например, производители пробовали выпускать электромоторы с мощностью до 1 000 кВт, правда для их обеспечения потребовалась широкая сеть питания, включающая в себя различные аккумуляторы и генераторы. Яркий пример использования «чистого» электричества продемонстрировал и знаменитый мореплаватель Жерар д’Абовилль, оснастивший 30-метровый катамаран электромоторами, непрерывно подпитывающимися от аккумуляторов и солнечных батарей, общей площадью в 470 м2. Взяла на вооружение такой метод и итальянская верфь Arcadia Yachts. В их яхтах на 85, 115 и 135 футов солнечные батареи используются для питания бортового оборудования, правда, сама тяга яхты осуществляется все же по-прежнему при помощи дизельного двигателя.
Силовые установки с комбинацией электричества и топливных элементов
Прежде всего стоит отметить, что под топливом в данном случае подразумевается химическая энергия сгорания, которая в результате конвертации генераторами превращается в электроэнергию. Как правило, подобные установки работают на водороде или метаноле. Сам же принцип действия установки прост: топливные элементы посредством генератора постоянного тока передают свою энергию установленному на борту судна электродвигателю. При этом такая система функционирует на 50% лучше, чем подпитка электродвижка от обычных батарей. Но есть и целый ряд минусов:
- Высокая себестоимость изготовления;
- Трудности в эксплуатации и ремонте;
- Невысокий запас хода (до 1000 часов);
- Низкая скорость (до 10 узлов).
Так что на сегодняшний день данной методике еще далеко до повсеместного внедрения, но тестирование и улучшение ее работы все же ведется.
Водородные моторы для яхт
Представляют собой тепловые двигатели, использующие в качестве источника энергии не бензин, а чистый водород. Моторные яхты с водородным двигателем отличаются повышенным классом экологичности, поскольку выхлопы мотора содержат лишь водяной пар. В связи с этим, водородной технологии предрекают большое будущее, но на сегодняшний день говорить о ее популяризации еще слишком рано. Дело в том, что водород очень дорого стоит, а также требователен к условиям хранения и транспортировки. В частности, из-за использования водорода производители вынуждены повышать прочность некоторых элементов двигателя, что также приводит к удорожанию всей конструкции.
Двигатели на яхту, работающие на сжиженном газу
Еще одна разработка от инженеров сухопутного транспорта. Как выяснилось не столь давно, обычный бензиновый или дизельный двигатель внутреннего сгорания способен в качестве топлива принимать и природный газ, но немного преобразованный. И самое важное, что при этом количество вредных выбросов значительно уменьшается.
За идею использования сжиженного газа в судоходстве первыми ухватились производители подвесных лодочных моторов Mercury, выпустившие целую линейку ПЛМ с питанием на газе. Результаты опытных тестирований поначалу внушали оптимизм, однако, со временем стали проявляться и сильные недостатки технологии. Во-первых, повысилась цена сжиженного газа, что привело к удорожанию обслуживания двигателя. Но самое главное, что проявились уязвимости в безопасности: на паре лодок зафиксировали случаи взрыва газовых цистерн.
Эти моменты послужили причиной временного «замораживания» данной технологии в судоходстве, хотя некоторые производители продолжили проводить опыты в данном направлении. Например, 132-метровый контейнеровоз Sea Cargo компания Rolls-Royce оборудовала уникальной бортовой системой, включающей в себя газовый двигатель, который позволил значительно уменьшить выбросы углекислого газа и оксида азота.
Как видно, современные моторы для яхт стараются оснащать усовершенствованными технологиями, позволяющими снизить наносимый двигателем вред для окружающей среды. Такая тенденция не может не радовать, но вместе с тем хотелось бы на должном уровне поддерживать надежность и безопасность эксплуатации двигателей. Поэтому опытные яхтсмены советуют оснащать свои суда продукцией от брендовых производителей, заслуживших доверие у многих пользователей. С именитыми представителями рынка двигателей для яхт сейчас и познакомимся.
Мотор на яхту от самых популярных производителей
Итак, рассмотрим чьи же моторы на яхтах судоверфи устанавливают чаще всего. Представляем вашему вниманию «пятёрку» самых известных фирм-изготовителей.
Volvo Penta
Один из старейших производителей водномоторной продукции. Шведская компания Volvo занялась выпуском двигателей еще в 1907 году, и за более чем вековую историю работы разработала десятки «прорывных» технологий в морской отрасли. Например, именно этот производитель первым разработал и представил широкой общественности судовой дизельный двигатель с системой воздушного охлаждения. И еще немало можно привести перспективных инноваций в судоходстве от Volvo Penta:
- Пропульсивная система с тянущими винтами;
- Контр-вращающиеся винты Duoprop;
- Поворотно-откидная конструкция колонки;
- Джойстик для дистанционного управления.
На сегодняшний день в товарной линейке компании насчитываются десятки дизельных и бензиновых двигателей, с интервалом мощностей от 10 до 1 000 лошадиных сил.
MTU
Немецкий производитель дизельных и газопоршневых двигателей. Предприятие также было открыто еще в начале XX века, но производством морских двигателей фирма занялась только в 1953 году. Зато развитие нового сегмента пошло ударными темпами, и на сегодняшний день немецкий MTU является безусловным лидером рынка двигателей для суперяхт. Более 50% продукции мировых судоверфей оснащено двигателями этой фирмы. Данные статистики здесь говорят сами за себя, и дополнительные комментарии, пожалуй, будут излишни.
Caterpillar (CAT)
Еще один старейший участник моторной отрасли, известный на рынке аж с 1886 года. Моторы CAT применяются в самых разных видах сухопутной техники, но и для мореходной отрасли у фирмы предусмотрен отдельный сегмент производства. Причем данная компания производит для прогулочных яхт моторы и комплектующие различных категорий:
- Коммерческие тяговые двигатели (диапазон мощностей 375 л.с. (208 кВт) – 5 444 л.с. (4 060 кВт);
- Высокоэффективные тяговые моторы с системой маневрирования (400 л.с. (298 кВт) – 2366 л.с. (1 765 кВт);
- Генераторные установки для судов (10 кВт – 6099 кВт);
- Вспомогательные двигатели (218 bKw – 1730 bKw).
Как видно, выбор не вероятно обширен, а многочисленные отзывы пользователей не вызывают сомнений в качестве исполнения судоходной продукции фирмы CAT.
MAN
И вновь представитель немецкой промышленности. Компания производит дизельные и газовые двигатели для различной техники, в том числе и для мореходных судов. Более того, за годы работы MAN не раз будоражила рынок инновационными решениями. В 1970 году фирма выпустила крупнейшую на тот момент коробку передач, а в 1987 году инженеры компании разработали самый большой электро-дизельный привод, который предназначался для знаменитого круизера Queen Elizabeth II. В настоящее время над разработкой яхтенных двигателей MAN трудятся десятки инженеров, и главной своей целью они ставят уменьшение габаритов двигателей при сохранении высокого уровня мощности.
Cummins
Международная корпорация, занимающаяся производством дизельных и газовых моторов, а также их комплектующих и генераторных установок. Линейка моторов Cummins насчитывает десятки приборов, интервал мощностей которых колеблется от 76 до 2 300 лошадиных сил. При этом многие можели обладают повышенным моторесурсом, т.к. рассчитаны на любые режимы эксплуатации: от долговременной работы на средних оборотах до резких пиковых нагрузок или, наоборот, понижения мощности.
Таков на данный момент топ-5 производителей моторов для яхт. Спасибо за оказанное внимание и до новых встреч!