Электромотор для лодки: как выбрать, характеристики, особенности эксплуатации


Скорость и плавность хода – важнейшие свойства маломерного судна, а определяет их качество установленный на плавсредство мотор. Ведь на простых веслах не разгонишься, да и сил на длительное путешествие вряд ли хватит. Итак, двигатели на лодки выпускают в двух модификациях: топливные и электрические. Первые более мощные, зато вторые предоставляют больше возможностей для регулировки хода, поэтому именно про электромотор для лодки и расскажем в сегодняшней статье. Рассмотрим специфику устройства, его недостатки и преимущества, а также расскажем о популярных моделях и поможем выбрать подходящий лодочный электромотор на ваше плавсредство. Итак, начнем!

Электромотор для лодки

Электромотор для лодки, что из себя представляет


Как уже понятно из названия, в отличие от топливного мотора для лодки, электродвигатель работает от энергии, передаваемой ему от источника питания. В качестве такого источника используется аккумуляторная батарея (АКБ), поэтому второе название электродвигателя – аккумуляторный лодочный мотор. При этом производители выпускают оборудование, совместимое с напряжением в 12, 24 и 36 В, соответственно, чем выше этот показатель, тем на большую работоспособность рассчитан двигатель.

Отметим, что необходимый для работы движка аккумулятор покупается отдельно! К источнику питания лодочный электромотор подключается с помощью специального силового кабеля с клеммами, который входит в стандартный комплект поставки двигателя.

Конструкция работающих от электричества моторов для лодки довольно проста. Устройство снабжается панелью управления, румпелем, соединительной штангой, двигателем, винтом и ротором. При этом по сути конструкция делится на 2 части: надводную (румпель, панель управления) и подводную (двигатель, винт, ротор). А соединяет их штанга, длина которой свободно регулируется, что дает большие преимущества при передвижении и рыбалке на мелководье. Изготавливается такая штанга из ударопрочных металлов, так что ей не страшны столкновения судна с какими-либо препятствиями.

Электрический лодочный мотор начинает работу сразу после однократного нажатия тумблера. Таким образом, значительно экономится время, которое требуется для запуска топливных агрегатов. Как правило, электродвигатель для лодок располагает 4-5 скоростями для движения вперед и еще 3 передачами для заднего хода. При этом скорости переключаются в ручном или в ножном режиме. Это немаловажный фактор, потому что, например, рыбакам нужны одновременно и свободные руки, и полный контроль управления судном.

Таким образом, конструкция электрических двигателей дает им ряд преимуществ перед топливными приборами. Например, электромотор для надувной лодки позволяет судну плавно передвигаться на водоемах, при этом не отпугивая рыбу шумной работой двигателя. То же самое касается и пластиковых катеров, резиновых лодок и других маломерных суден. В целом плавсредства, на которых установлен подвесной электродвигатель, используют для:

  • троллинга;
  • водных прогулок;
  • рыбалки на спиннинг;
  • перемещения по заросшим растительностью водоемам;
  • подруливания и маневренности на мелководье.

Неплохо себя показывают такие моторы и по мощностным характеристикам. Однако, они несколько специфичны, поэтому рассмотрим скоростные показатели электрических двигателей отдельно.

Что из себя представляет электромотор для лодки


Тяга и скорость лодки на электромоторе

В отличие от топливных агрегатов, мощность электродвигателей на лодку измеряется не в лошадиных силах и киловаттах, а с помощью специальной характеристики – тяги. Под понятием «тяга» подразумевается максимальная сила, которую способен развить во время своей работы данный электрический лодочный мотор. Причем решающее значение здесь имеют размеры и скорость вращения двигательного винта, на который и приходится основная работа.

Замеряется тяга исходя из расчетов скорости судна и сопротивления воды или ветра и выражается она чаще всего в фунтах (для перевода в кг умножьте фунтовый показатель на 0, 45). При этом с тяговым усилием напрямую связаны водоизмещение и габариты лодки. Чем массивнее плавсредство, тем большей тягой должен обладать мотор. Причем для расчетов берется макс. вес лодки, т.е. масса судна + оборудование + груз + пассажиры.

Но тут же у судовладельцев появляется коварный вопрос: а если поставить мощный электродвигатель для яхты на малую лодку, увеличится ли при этом ее скорость. К сожалению, смекалистых любителей скоростных поездок придется расстроить: увеличение тяги отнюдь не равносильно увеличению скорости. Все дело в том, что лодка с электромотором частично погружена вводу и удерживается на плаву силой Архимеда. А по законам физики развить высокую скорость преодолевая такое плотное сопротивление воды фактически невозможно. Так что выше исходной скорости в 7-15 км/ч (в зависимости от габаритов) судно передвигаться точно не будет.

Какие минусы и плюсы лодочных электромоторов нужно знать

Многие судовладельцы не воспринимают электродвигатели на катер всерьез, мол они маломощные и требуют постоянной подзарядки. Да, минусы у таких приборов есть, но нельзя забывать и о преимуществах. Поэтому предлагаем справедливо выделить и достоинства, и недостатки, которые характеризуют лодочный электромотор.

Плюсы приобретения электромотора для лодки

  1. Бесшумная работа. С таким судном удобно проводить ловлю «на дорожку», т.к. мотор не издает лишних шумов, отпугивающих рыбу.
  2. Облегченный вес. Масса лодочных электрических двигателей редко превышает 9 кг. При этом приборы малогабаритны, и легко помещаются в багажник авто.
  3. Безопасность хода на мелководье. Регулируемая длина штанги обеспечивает плавный ход даже на минимальной глубине. Также двигатель дает проводить троллинг на скорости от 3 км/ч.
  4. Удобство управления. Электромотор для катера заводится с одного пускового нажатия, а переключать скорости можно как в ручном режиме, так и с помощью ножных педалей. Кроме того, в некоторых экземплярах предусмотрен дистанционный способ управления: для включения мотора и переключения скоростей используется поставляемый в комплекте с движком пульт. А в новейших моделях производители стараются разместить еще и систему автопилотирования.
  5. Стоимость. Сам электрический двигатель можно приобрести в пределах от 5 000 до 300 000 рублей. При этом потребуются дополнительные траты на покупку аккумулятора, но даже полная стоимость комплекта значительно меньше, чем цена топливного мотора. Кроме того, лодочный электромотор не требует постоянных расходов на бензин.
  6. Простота эксплуатации. Агрегат не требует щепетильного ухода, и в отличие от бензиновых приборов у электромотора отсутствует необходимость в смазывании и подготовки к зимнему сезону.
  7. Экологичность. Двигатель на лодку, работающий от электричества, не выделяет в окружающую среду вредные пары. В то время как топливные агрегаты загрязняют выхлопами атмосферу, в связи с чем их эксплуатация даже запрещена на ряде водоемов.

Минусы покупки лодочного электродвигателя

  1. Для работы желательно приобретать тягловые аккумуляторы. Электромоторам требуется постоянное напряжение, а автомобильные батареи подают единичные импульсы, соответственно, их заряд быстро сгорает, и батареи хватит всего на 5-10 выходов на воду. При этом тягловые акб отличаются внушительными габаритами и массой до 30 кг.
  2. Малая скорость. Максимально длинные судна с самым мощным аккумулятором в 36 кВт, при условии небольшой нагрузки, способны разгоняться до 15 км/ч. В среднем же лодки с электромотором перемещаются со скоростью 6-8 км/ч.
  3. Зависимость от заряда. На высокой скорости аккумуляторная батарея проработает беспрерывно не более двух часов. При этом судну удастся пройти порядка 10-12 км. В условиях тихого и плавного хода аккумулятор способен удерживать заряд до 2 дней.

Подводя итоги отметим, что электромотор лодочный более дешевый, удобный при заходах на мелководье и непритязательный в обслуживании, нежели топливные двигатели. Но при этом, если говорить о скоростях и дальности перемещения, то лодочный электромотор проигрывает, ведь эти показатели зависят от того, насколько хватает заряда аккумулятора и мощности напряжения.

Таким образом, выбор категории двигателя для лодок зависит от условий и цели эксплуатации. В чем-то электродвижки проигрывают бензиновым, но, например, в троллинге и рыбалке на удочку электродвигатели намного лучше топливных агрегатов. Так что конечное решение о покупке для каждого потребителя индивидуально. И, если вы решили купить электрический лодочный мотор, то настало время узнать, как выбрать подходящий плавсредству агрегат. Все нюансы покупки обговорим в следующем разделе.

Как выбрать электрический лодочный мотор

Итак, мы отметили чем хороши лодочные электромоторы, узнали в чем они лучшие, и выяснили, чего этим агрегатам не достает. Теперь пора переходить от общего к частному, и определяться с выбором конкретной модели электродвигателя. Рассмотрим несколько критериев, которые помогут понять, какой выбрать электромотор для своей лодки.

Электромоторы ХанкайВозможно заинтересуют электрические лодочные моторы Ханкай (Hangkai) мощностью 12 и 48 Вольт. Производитель Китай, качество надежное и современное. Широкий модельный ряд.

Модельный ряд также включает 2-х и 4-х тактные моторы мощностью от 3,6 до 20 л.с.

Прежде всего следует обратить внимание на тягловую силу, т.е. мощность электрического двигателя для лодки. Подходящее значение здесь определяется исходя из габаритов и водоизмещения судна. В среднем стандарты таковы:

  • Лодки длиной до 3 метров и грузоподъемностью до 500 кг требуют электромотор с тягой не слабее 30 lbs (эквивалентно 0, 4 л.с.);
  • Судна средних габаритов 3-5 м с максимально допустимой массой в 900 кг оснащают электродвигателями с тягой от 40 lbs (0, 5 – 0, 7 л.с.);
  • Крупногабаритные катера, яхты и лодки, вмещающие свыше 1 тонны груза, следует оснастить мощным электромотором, тяга которого превышает 50 lbs (от 0, 8 л.с.).

Второй немаловажный фактор при выборе прибора – автономность работы. Как уже отмечалось, в этом плане электрический мотор для лодки полностью зависим от мощности источника питания, т.е. аккумуляторной батареи. Поэтому рассмотрим, какие характеристики необходимо знать для правильного подбора аккумулятора к электрическому двигателю на лодку.

Немного про аккумулятор для лодочного электромотора

На сегодняшний день можно использовать два типа батарей для лодочного электромотора: тягловые и стартовые (автомобильные) аккумуляторы.

Стартовые батареи выдают мощный заряд тока для запуска работы мотора, после чего обеспечение энергией на себя принимает двигатель внутреннего сгорания. Поэтому автомобильные аккумуляторы не рекомендуется применять для мощных лодочных двигателей, их заряда недостаточного для долгой работы мотора. А вот тягловые движки специально разработаны для непрерывной подачи разряда. С таким источником питания аккумуляторный лодочный мотор будет работать мощно, надежно и долго. В то время как автомобильные батареи изнашиваются уже после нескольких подзарядок.

Если говорить о том, насколько хватает батареи у электромоторов для лодок, то здесь все зависит не только от тяги двигателя, но и от габаритов и массы судна. Поэтому подбирают лодочный электромотор в строгом соответствии с параметрами лодки и желаемой скоростью/длительностью перемещения. Исходя из среднестатистических замеров, результаты работы аккумуляторов следующие:

  • Батареи емкостью до 75 А/ч подпитывают двигатель на 1 день работы. Полный заряд лодка израсходует, пройдя 12 км на максимальной скорости, или 22 км на первой передаче.
  • Аккумуляторы объемом 100 А/ч дают заряд на 2 дня нетрудоёмкой работы, что позволяет судну пройти расстояние в 26 км.
  • Мощные батареи емкостью выше 100 А/ч дают максимально сильный заряд, но они неудобны в использовании из-за массивных габаритов (вес прибора достигает 50 кг). Кроме того, для таких аккумуляторов требуется специальное зарядное устройство.

Исходя из описанных характеристик, наиболее оптимальный вариант батареи для электрического движка лодки – это тягловый аккумулятор емкостью 100 А/ч.

Самые лучшие и популярные модели электромоторов

После того, как мы разобрались с основными критериями выбора, настало время отметить, какие электромоторы для лодок лучше подходят под требования покупателей. Предлагаем вашему вниманию небольшой рейтинг и обзор на лодочные моторы популярных производителей.

WATERSNAKE T18-FW

Миниатюрный и облегченный двигатель, идеально подходящий для малых плавсредств длиной до 3 м. Тяга мотора равна 18 lbs (8,1 кг = 0, 26 л.с.), питание осуществляется от аккумулятора с напряжением 12 В. По водоизмещению WaterSnake T18-FW способен передвигать ПВХ лодки массой до 280 кг, при этом масса самого двигателя всего 2, 5 кг. По цене это один из наиболее доступных электромоторов на лодку, т.к. его стоимость не превышает 5 000 рублей.

Электромотор для лодки WATERSNAKE T18-FW

Haswing Osapian

Надежный лодочный электромотор, отлично подходящий для троллинга. Мотор управляется при помощи румпеля и оснащен 8 скоростями (5 передних и 3 задних). Тяга двигателя составляет 30lbs, а подпитка осуществляется от аккумулятора 12 В. Потребление тока – 26А. Вес мотора 8 кг, а максимально допустимая нагрузка лодки – 250 кг. Средняя цена прибора 7 500 рублей.

Электромотор для лодки Haswing Osapian

Moratti Buddy 34

Легкий и компактный бюджетный двигатель для катеров и ПВХ лодок. Вес прибора всего 8 кг, при этом тяга двигателя насчитывает 34 lbs (15, 5 кг=0, 52 л.с.). Такой высокий показатель гарантирует стабильное передвижение по воде для лодок массой от 300 кг до 1, 2 т. Прибор совместим с аккумуляторами 12 В, максимально потребляемый ток 32А. Отметим, что на корпусе двигателя размещен индикатор заряда, позволяющий следить за работой батареи.

Управление мотора румпельное: 5 скоростей вперед и 2 назад. При этом румпель разворачивается на 360 градусов, что обеспечивает судну высокую маневренность. Стоимость Moratti Buddy 34 начинается от 9 000 рублей.

Мотор для лодки Moratti Buddy 34

Minn Kota Endura C2 30

Двигатель средней ценовой категории, обладающий достойными характеристиками. При весе всего в 7 кг, этот движок имеет показатель тяги в 30 lbs (13, 8 кг = 0, 43 л.с.), что позволяет ему легко перемещать судна массой до 600 кг и с габаритами до 420 см. Мотор поддерживает напряжение в 12 В, а потребление тока составляет 30А, с устройством совместимы аккумуляторы емкостью 100 А/ч. При этом производитель предусмотрел защиту от перегрева и мощную обмотку, продлевающую срок службы агрегата.

Minn Kota Endura C2 30 обладает транцевым креплением и румпельным управлением. Прибор рассчитан на 5 скоростей вперед и 3 в обратном направлении. Цена мотора стартует от 16 000 рублей.

Лодочный электромотор Minn Kota Endura C2 30

Yamaha M12

Мощь и сила, умещенные в малые габариты. Корпус мотора Ямаха изготовлен из ударопрочных материалов и покрыт антикоррозионной пленкой, что надежно защищает детали мотора от пагубного влияния водной среды или повреждений от камней, коряг и других препятствий. При этом вес конструкции составляет всего 9,5 кг.

Мотор Yamaha M12 развивает тягу до 30 lbs и способен свободно перемещать лодки массой до 1 тонны. Устанавливается такой движок на транец, питание идет от аккумулятора 12 В, потребляемый ток – 30А, действует защита от перегрева оборудования. Управляется двигатель с помощью румпеля, всего предусмотрено 5 скоростей вперед и 3 назад. Цена для Yamaha M12 начинается от 30 тысяч рублей.

Электродвигатель лодочный Yamaha M12

Вот таков рейтинг, составленный по отзывам потребителей и характеристикам приборов. Как видите, в нем есть как простые бюджетные варианты, так и мощные лодочные электромоторы, так что каждый выберет модель по своим потребностям и финансовым возможностям.

Установка и эксплуатация электромотора для лодки

Что ж, обзор почти завершен, осталось только рассказать о нюансах использования выбранного электромотора на лодку.

Устанавливается прибор исходя из заводской конструкции и идущего в комплекте крепления. Обычно электродвигатели крепят на транец, хотя по желанию судовладельца можно разместить движок и в носовой части судна. В целом установка электромотора проста, и не требует профессиональных знаний и умений.

Особый уход электродвигателю не нужен, но при эксплуатации прибора желательно соблюдать рекомендованные производителями правила. Приведем главные пункты.

  1. Переключение скоростей проводят по порядку и с небольшой паузой (примерно 3 секунды). Это предотвращает скачки напряжения, приносящие вред как самому мотору, так и используемому аккумулятору.
  2. Чтобы мотор лучше тянул, при перемещении больших грузов, старайтесь распределять вес равномерно. Тяжелые вещи лучше размещать по центру лодки.
  3. Следите за чистотой и должной глубиной гребного винта. При необходимости удаляйте загрязнения и регулируйте высоту соединительной штанги.
  4. Для поддержания стабильной работы не забывайте регулярно заменять изношенные щетки лодочного электромотора.
  5. Чтобы дольше сохранять заряд двигателя, старайтесь больше передвигаться на третьей скорости.
  6. Не будет лишним после окончания сезона двигатель хорошенько почистить, просушить и смазать.

Такие простейшие, но важные действия, помогут наслаждаться стабильной работой электромотора на протяжении многих лет.

Увлекательных поездок и попутного ветра!


Ссылка на основную публикацию