В нынешние времена редко встретишь на воде судна чисто гребного типа. Большинство рыбаков и любителей водных прогулок оснащают свои катера или лодки подвесными двигателями, обеспечивающими высокую скорость и комфорт перемещения. Но сам по себе движок тоже требует «подпитки», которая предоставляет ему силы для работы. О вспомогательных устройствах сегодня и пойдет речь, а точнее предлагаем вам прочесть интересный и познавательный обзор на аккумулятор для лодочного электромотора. В статье подробно разберем эту тему, начиная от самых азов и заканчивая специфичными тонкостями и нюансами. Так что с удовольствием приглашаем присоединиться к чтению, особенно если аккумулятор лодочный вы планируете приобрести в ближайшее время: материал поможет скорректировать требования к аккумуляторной батарее (АКБ) и сделать правильный выбор!
Содержание статьи
Что такое аккумулятор для лодочного электромотора
Как и обещали, начнем с разбора самых базовых понятий. Новичкам ведь тоже нужно от чего-то отталкиваться, а согласитесь, крайне трудно выбрать аккумулятор для лодки, вообще не представляя себе, что же это такое. Поэтому не обессудьте за столь детальный подход к освещению темы.
Итак, лодочный двигатель представляет собой аппарат, узлы которого функционируют под воздействием автоматизированной силы. Соответственно, чтобы лодка сошла с места и продолжала движение, сила должна воздействовать на узлы мотора беспрестанно. Но откуда же берется силовой импульс и за счет чего ведется вся работа узлов и агрегатов? Естественно, за счет источника энергии.
Так, если на лодке установлен ПЛМ с двигателем внутреннего сгорания, то источником энергии является залитое в бак мотора топливо. После срабатывания пусковой системы возникает силовой импульс, включающий в работу механизмы мотора. За время работы движка бензин или дизель постепенно прогорает, благодаря чему поддерживается непрерывное функционирование всей системы.
Аналогичным образом работают и электродвижки, только вместо топлива для «подпитки» им требуется специальный аккумулятор для лодочного мотора. Он представляет собой устройство, в котором за счет химических реакций накапливается и сохраняется энергия. Впоследствии, АКБ передает свою энергию другому устройству, тем самым приводя в работу узлы данного аппарата. Иначе говоря, аккумулятор лодочный – это не что иное, как источник тока, необходимый для работы электрического мотора. Без АКБ, как и без топлива для двигателя внутреннего сгорания, мотор не сможет функционировать, следовательно, транспорт не тронется с места.
Какие бывают аккумуляторы для двигателей на лодку
Итак, в назначении аккумуляторных батарей разобрались, теперь давайте посмотрим, какие бывают виды данных устройств. Существует несколько классификаций, но в самом общем виде можно выделить 3 основные группы:
- Стартерные АКБ – как понятно из названия, применение данных батарей связано со стартером, т.е. электрозапуском двигателя внутреннего сгорания. Задача подобных АКБ предельно проста – подать кратковременный ток, силы которого будет достаточно для включения в работу всех механизмов мотора.
- Тяговые аккумуляторы для лодочных моторов – используются в качестве источника энергии, которая необходима установленному на лодке электродвигателю. Такие АКБ могут работать на протяжении длительного времени и разряжаться практически полностью, что, однако, не повлечет за собой тяжелых последствий для последующей эксплуатации двигателя. Поэтому часто говорят, что тяговый прибор – это аккумулятор глубокого разряда для лодочных моторов.
- Батареи универсального типа – соединяют в себе оба принципа работы. Иначе говоря, подобные АКБ можно использовать и для секундного запуска стартера ДВС, и для многочасовой подпитки электромотора.
На такие три категории можно разделить все виды лодочных аккумуляторов. И поскольку тема нашего сегодняшнего материала связана исключительно с электродвигателями, то далее мы подробно будем рассматривать лишь один тип АКБ, а именно, аккумулятор лодочный тяговый. И с ним все отнюдь не так просто, поскольку данная категория включает в себя несколько различных типов батарей. О них сейчас и поговорим.
Виды тяговых лодочных аккумуляторов
Чтобы правильно подобрать аккумулятор для лодочного электромотора, необходимо не только понимать предназначение устройства, но и хоть немного вникнуть в принцип работы аппарата. А он в свою очередь зависит от технологии производства. На современном рынке аккумуляторных батарей выпускают устройства трех различных видов.
Аккумуляторы свинцово-кислотные с жидким электролитом (WET)
Самая «бесхитростная» технология изготовления, за счет чего аппараты данного типа относятся к ценовому сегменту наиболее доступных АКБ для рядового потребителя. Это значительный плюс, однако, в плане эксплуатации данных батарей можно отметить несколько негативных моментов.
Во-первых, WET-аккумуляторы на лодке должны размещаться строго в прямом вертикальном положении, т.е. не должно возникать ситуаций наклона, тряски, вибрации и т.п. Такое ограничение связано с наличием жидко-кислотной среды, поскольку при неправильной эксплуатации вполне вероятен разлив электролита, а следовательно, порча АКБ и корпуса лодки.
Далее стоит отметить требовательность аппарата к обслуживанию. В большинстве случаев аккумулятор лодочный с жидким электролитом требует регулярной проверки уровня дистиллированной воды. Не все пользователи готовы проверять состояние батареи перед каждой поездкой, поэтому в современных моделях АКБ этот недостаток стараются устранить. Например, устройства, выпущенные по технологии Ca-Ca (сплав свинца и кальция), уже относятся к необслуживаемым аккумуляторам, хотя принцип их работы также задействует жидко-кислотную среду.
И последний яркий недостаток WET устройств связан с их габаритами. АКБ данного типа достаточно массивны и громоздки, при этом ограничения налагает еще и требование строго вертикальной установки. Тем не менее, имеют подобные батареи и ряд плюсов. Помимо уже отмеченной низкой стоимости, также следует указать достаточную стойкость к перезарядам (до 1000 циклов) и довольно продолжительный срок службы (5-7 лет).
Устройства с технологией AGM
Усовершенствованная технология производства свинцово-кислотных батарей. Главное отличие от уже описанных выше образцов заключается в том, что жидко-кислотная среда отсутствует. Вместо нее используется пористый слой спрессованного стекловолокна, пропитанный электролитом и плотной сжатый между пластинами батареи с разными зарядами («+» и «-»). Такая технология обеспечивает равномерное покрытие электролитом всей пластины, а также избавляет аппарат от «боязни» наклонов, ударов, качки и вибраций.
Отметим, что тяговые аккумуляторы для лодочных электромоторов с технологией AGM удобны в эксплуатации сразу по нескольким причинам. Они не требовательны к обслуживанию (не придется контролировать уровень воды), быстро заряжаются, обладают высоким пусковым импульсом и в целом служат порядка 10 лет. Из минусов же стоит указать на относительно высокую цену и специфичность подзаряда: необходим прибор с регулируемым напряжением заряда.
Гелевые устройства (GEL)
В данной технологии электролит окружен гелевой средой, т.е. находится в желеобразном состоянии. Благодаря этому моменту гелевый аккумулятор для лодочного электромотора очень удобен в эксплуатации: аппарат можно свободно перемещать, использовать в разных рабочих режимах и не переживать о нюансах обслуживания. Средний срок службы таких изделий составляет порядка 5 лет, при этом максимальное количество циклов разряда достигает 2000.
Без эксплуатации тяговые гелевые аккумуляторы для лодочных электромоторов в течение месяца теряют 1-3% заряда. И это очень хороший показатель, но стоит добавить, что подобные АКБ восприимчивы к частоте перезаряда. Со временем рабочий ресурс уменьшается, поэтому крайне внимательно надо отнестись к выбору зарядного устройства: желательно, чтобы прибор обладал возможностью регулирования напряжения заряда. И вдобавок упомянем еще такую значимую деталь, как резкие перепады температур. При повышенных значениях прибор демонстрирует высокое качество работы, а вот пониженные температуры негативно сказываются на рабочем ресурсе батареи и могут даже полностью вывести аккумулятор из строя.
Что касается стоимости, то цены на АКБ данного типа стартуют от 20 000 рублей. По сравнению с обычными свинцово-кислотными устройствами данная сумма кажется высокой, но не забывайте и о значении рабочего ресурса. По соотношению стоимость/количество зарядных циклов гелевые аккумуляторы для лодок считаются едва ли не самыми выгодными из всех видов источников энергии. Но, конечно, точный показатель зависит от конкретной модели АКБ.
Литиевые батареи
Самый современный вариант мобильного источника энергии – это литий-ионный аккумулятор для лодочного электромотора. Технология Li─Ion в сфере водного транспорта появилась относительно недавно, поэтому приборы постоянно совершенствуются и улучшают показатели работы.
На данный момент литиевые аккумуляторы демонстрируют высокий рабочий ресурс, который насчитывает 3 000 разрядно-зарядных циклов. При этом значение саморазряда в моменты простоя ничтожно мало – за год теряются считанные единицы ресурса (приблизительно 5%). В обслуживании Li─Ion АКБ не требовательны, а зарядить такой прибор с нуля до полного заряда возможно в рекордно короткие сроки, насчитывающие 1,5 – 2 часа. Устройство не сильно чувствительно даже к высокоинтенсивным режимам работы, а стандартная эксплуатация и вовсе обеспечит прибору продолжительный срок службы.
Еще к плюсам несомненно стоит отнести облегченную конструкцию. Малые габариты и небольшой вес добавляют батарее преимущество в конкуренции. Иногда даже именно конструкционные особенности побуждают владельца купить литиевый аккумулятор для лодочного электромотора, а не какой-либо иной тип АКБ.
Что же касается недостатков, то если подойти к вопросу очень щепетильно, можно выделить два момента. Первый связан с ценой, которая находится в интервале от 20 до 25 000 рублей за один аппарат. Но опять же, стоимость следует сопоставлять с энергоемкостью и сроком эксплуатации АКБ, а о выгоде судить уже по получившемуся соотношению. И второй нюанс связан с возможной разгерметизацией устройства или замыкания, вследствие подачи большого напряжения. Однако, в новых моделях производители почти полностью искоренили эти недостатки, предусмотрев в конструкции прибора специальный контроллер, защищающий литиевые элементы от перезарядки.
Такова классификация тяговых АКБ. Какой аккумулятор для лодочного электромотора лучше – судить не беремся, поскольку выбор прибора зависит от множества факторов. Наша задача – предоставить вам описание и свойства устройств, а решение о покупке вы принимаете исключительно самостоятельно. Но если вы до сих пор не определились с выбором, то предлагаем вашему вниманию еще несколько полезных рекомендаций.
Особенности аккумуляторов для лодочных моторов электронного типа
Сложно определиться с покупкой АКБ? Попробуйте составить список требований и ограничений. Для примера приведем среднестатистический список представлений о том, какой нужен аккумулятор для лодочного электромотора, чтобы движок работал стабильно и относительно долго.
- Тип устройства. Как вы уже поняли, электродвигатели на лодку требуют длительной работы АКБ, что приводит к полному разряду прибора. Лучше всего служить на протяжении нескольких лет и обеспечивать условия глубокой разрядки способен для лодочных электромоторов аккумулятор тяговый. Именно такой тип батареи мы и рекомендуем к покупке.
- Тип установленного двигателя. Если электродвижок выдает напряжение в 12 Вольт, то достаточно будет одной батареи на 12 В. Если же агрегат рассчитан на работу под 24 В, то придется покупать либо один АКБ на 24 В, либо два с напряжением по 12 В.
- Тяга электромотора. От этого показателя зависит требование к емкости аккумуляторной батареи. В среднем, каждый фунт тяги потребляет 1 Ампер энергии. Например, электромотор с тягой в 20 lbs для непрерывной трехчасовой работы стоит обеспечить аккумулятором с емкостью не менее 60, а лучше даже 80-100 А/ч.
- Бюджет. Оцените свои финансовые возможности и рассчитайте максимально допустимую сумму затрат. От этой цифры и отталкивайтесь при выборе АКБ. Если ценовой потолок у вас 10-12 тысяч, то выбирать придется из бюджетного сегмента, который чаще всего представляет аккумулятор лодочный AGM. Выбор достаточно широк, но отдельно выделим кальциевые АКБ. Ввиду конструкционных особенностей такие приборы дешевле, однако, после глубокого разряда их работу практически невозможно восстановить. Поэтому будьте крайне внимательны! Если же доходы позволяют вам потратить на покупку батареи от 12 до 25 000 рублей, то присмотритесь к среднему ценовому сегменту. Как правило, он больше представлен гелевыми моделями. Ну а при бюджете до 50 000 есть смысл изучить модели топ-производителей, и приобрести действительно качественную брендовую вещь, которая безпроблемно прослужит несколько лет.
- Технические параметры и условия эксплуатации. К этому пункту отнесем вес и требовательность аккумулятора к обслуживанию, а также принципиальные для покупателя технические параметры. Не менее важно учесть и планируемые условия эксплуатации (сколько часов непрерывной работы потребуется, как будет устанавливаться и храниться АКБ и т.п.).
Надеемся, что представленная инструкция помогла, и у вас сложилось полное понимание того, как выбрать аккумулятор для лодочного электромотора. Но прежде чем вы перейдете к подбору конкретной модели, мы хотим добавить еще один важный совет, так что не спешите прерывать чтение!
Можно ли пользоваться автомобильным аккумулятором
Русский человек знаменит своей смекалкой, благодаря которой он может приспособить друг к другу порой совсем несовместимые вещи. Возможно из-за этой черты характера и распространился среди водомоторников миф о том, что можно передвигаться на лодке с помощью автомобильного аккумулятора. По этому утверждению хотим добавить пару слов.
Да, автомобильные батареи могут запустить лодочный двигатель и какое-то время поддерживать его работу. Но, мы не спроста отмечали, что требуются для лодочного мотора АКБ глубокого разряда. Иначе говоря, устройства долго держат самостоятельный заряд, расходуют его плавно и способны быстро восстанавливать ресурс за короткие сроки. Так вот обычный аккумулятор не предназначен для длительной работы, поскольку в машине он постоянно подпитывается током от генератора. На лодке же такой аппарат быстро исчерпает свой запас энергии и впоследствии не сможет восстановить рабочий ресурс в полной мере! А это значит, что и водная прогулка будет коротка, и сам прибор понесет значительный износ.
Кроме того, автомобильные батареи не герметичны, в результате чего всегда есть риск разлива электролита. А утечка кислот в свою очередь способна нанести большой урон корпусу судна. Поэтому мы не советуем использовать автомобильные АКБ, а настоятельно рекомендуем приобретать тяговые аккумуляторы для лодочных моторов, специально рассчитанные под работу на водном транспорте.
Таким образом, покупка отдельной батареи для электродвигателя на лодку точно необходима и обоснована. Ну а каким должен быть тяговый аккумулятор лодочного мотора, работающего от электричества, мы уже рассказали, потому остается только пожелать вам сделать правильный выбор!