Настоящие рыбаки и любители водных прогулок постоянно тюнингуют свой транспорт, добиваясь максимальных технических возможностей и комфорта. Сперва покупают более удобный комплект весел, затем лодки ПВХ гребные улучшают покупкой двигателя, а со временем дело доходит и до модификации комплектующих движка. Например, часто водомоторники сталкиваются с таким нюансом, как подбор винта для лодочного мотора, который бы увеличил скоростные качества лодки или обеспечил быстрый выход в глиссирующий режим. О гребных винтах в статье и поведем речь. Перечислим разновидности, покопаемся в особенностях и характеристиках, а также расскажем, как подобрать подходящий винт на лодочный мотор и какие следует производить расчеты. Приступим к разбору!
Содержание статьи
Что из себя представляет гребной винт для лодочного мотора
Начнем с основных положений, а конкретно определения и функций данного прибора. Итак, гребные винты для лодочных моторов не что иное, как движители, за счет которых и образуется энергия, подталкивающая лодку вперед. Винтовые лопасти с силой отталкивают воду, в результате чего судно получает импульс для перемещения в противоположном направлении. Иначе говоря, винт преобразует вращение вала в упор, и в результате получается движение.
Соответственно, параметры хода и скоростные качества лодки во многом зависят от того, как подобрать винт на лодочный мотор. С помощью оптимального подбора данного устройства, можно добиться таких важнейших параметров, как:
- Увеличение грузоподъемности;
- Повышение скорости;
- Улучшение глиссирующего режима;
- Снижение расхода горючего;
- Достижение максимальных оборотов в минуту;
- Сохранение ресурса движка;
- Устранение лишних шумов при работе двигателя.
При этом смена различных винтов добавляет еще больше возможностей. Например, установка 4-ёхлопастного гребного винта поможет ускорить выход на глиссирование и снизить расход горючего, а монтаж 3-ёхлопастного винта обеспечит максимальное развитие скорости. Так что гребные винты обеспечивают движение судна, и при этом еще дают возможность регулировки хода. Но чтобы предоставленной возможностью воспользоваться, необходимо разбираться в основных свойствах и способностях данных устройств, изучением которых мы и займемся в следующем разделе.
Характеристики и виды гребных винтов
Лодочный мотор – устройство сложное, т.к. он скомпонован из разных узлов, механизмов и агрегатов. И новичкам-водомоторникам из всех деталей винт лодочный, пожалуй, наиболее трудно подобрать, потому что разновидностей очень много, да еще у каждой модификации свои плюсы и минусы. И чтобы разобраться в этом технически сложном вопросе, предлагаем сначала рассмотреть общий список параметров, а затем перейти к раздельному и детальному разбору характеристик. Так мы составим общее понятие об устройстве винта на двигатели для лодок, и поймем за что отвечает каждая характеристика.
Технические параметры – общая информация
Сегодня производители выпускают лодочные гребные винты различных типов и классифицируют их по набору характеристик. Например, модели могут различаться следующими свойствами:
- Шаг гребного винта. Важнейший критерий, непосредственно воздействующий на обороты лодочного мотора. С правильно рассчитанным шагом винта и скорость, и ход лодки существенно улучшаются.
- Диаметр, форма и число лопастей. Все перечисленные свойства подбираются исходя из условий эксплуатации (мелководье, водоемы с зарослями) и предъявляемых к судну требований (улучшенный глисс, высокая скорость).
- Материал изготовления. Влияет не только на износостойкость винта, но и на ходовые качества лодки.
- Конструкционные особенности. Сюда отнесем диаметр ступицы, сменную втулку, количество шлицов, тип выхлопа и т.п. Подробно останавливаться не будем, т.к. это мелкие детали, не столь существенные для выбора лодочного винта.
Так выглядит общий список важнейших характеристик гребных винтов. Теперь рассмотрим индивидуальные особенности каждого из пунктов.
Шаг винта
Для понимания почему шаг винта лодочного мотора считается главным параметром, разберем два основополагающих вопроса: что такое шаг винта и на что он влияет в лодочном моторе. Итак, начнем с определения.
Расстояние, которое за один оборот вала пройдет гребной винт (без учета скользящего момента) в плотной среде, называется шагом гребного винта. Так официально определяют термин, но вникнуть в суть новичкам сложновато. Если проще объяснять, что такое шаг винта на лодочном моторе, то по сути им считают угол наклона лопасти к месту ее крепления, т.е. крыльчатке. Чем больше этот угол, тем сильнее упор от винта во время вращения. И тут мы уже переходим ко второму вопросу: на что влияет шаг винта лодочного мотора.
Итак, чем выше величина шага (к слову, измеряемая в дюймах), тем сильнее производимый винтом упор, и тем меньший импульс получает лодка для движения. Соответственно, обороты винта лодочного мотора взаимосвязаны с выдаваемыми мотором оборотами. Меньший шаг гребного винта повышает обороты движка, следовательно, лучше «выталкивает» лодку на глисс и «тянет» увеличенную массу. А больший шаг снижает обороты, при этом продлевая время разгона, но способствуя развитию скорости.
В целом же подбирать шаг гребного винта следует так, чтобы обороты мотора были в пределах указанного в паспорте лодочного двигателя максимального диапазона. А для того, чтобы совмещать идеальные условия глиссирования с максимальным скоростным режимом рекомендуется покупать как минимум пару винтов, причем запасной вариант со всеми креплениями следует всегда держать при себе в лодке.
Различия по диаметру
Под диаметром гребного винта подразумевают расстояние от края до края окружности, образованной винтовыми лопастями. Параметр этот непосредственно влияет на скорость вращения винта, а вместе с ним и лодочного мотора.
Если говорить о том, как правильно подобрать винт по диаметру, то для начала следует определиться с назначением судна. Общая формула тут такова: чем больше оборотов вала требуется, тем больше должен быть диаметр винта. Например, на плавсредства с грузовым назначением и малой скоростью следует брать винты больших диаметров. А для быстроходных лодок понадобится купить скоростной гребной винт, с уменьшенными размерами диаметра.
Впрочем, найти винты под лодку с одинаковым шагом, но различными диаметрами крайне затруднительно, поэтому приведенные примеры носят лишь рекомендательный характер.
Различия по количеству и форме лопастей
Число винтовых лопастей тоже формирует параметры хода лодки. Наиболее распространены модели с 3 и 4 лопастями. А вот винт для лодочного мотора двухлопастной и пятилопастной – вещь очень редкая и мало для чего применимая. Винты с 3 лопастями оптимальны для достижения высоких скоростных показателей, а устройства с 4 лопастями используют для улучшения тяги и грузоподъемности.
Немаловажна и правильная форма лопастей, причем обращать внимание следует и на внешнюю кромку, и на место крепления. Эллиптические лопасти универсальны, т.к. улучшают и тягу, и скорость. У лопастей с острой кромкой, наоборот, немного ухудшены эти свойства. Если лопасти по форме заужены к концам, то такие винты предназначены для скоростных судов, т.к. особенности конструкции снижают трение и увеличивают скорость. А лопасти, прикрепленные к втулке под прямым углом, вызывают подъем носа и улучшают выход на глисс. Отдельно отметим с закрученными лопастями винты: их часто эксплуатируют на водоемах с зарослями, т.к. они предотвращают наматывание на винт растений, водорослей и т.п.
Как видно, вариантов много и какая форма лопасти лучше для гребного винта решают индивидуально.
Материал
Выбор винта для лодочного мотора требует внимания и к типу материала, из которого выполнено изделие. Сегодня на рынке встречаются следующие разновидности гребных винтов:
- Из алюминия;
- Из нержавеющей стали полированные;
- Стальные шлифованные;
- Композитные.
Наиболее распространены первые. Алюминий бюджетен, ремонтопригоден, но малопрочен и быстро изнашивается. Стальные конструкции более скоростные и практичные, но в их прочности и жесткости скрыт весомый минус. При столкновении с камнем или другим жестким препятствием, сам винт давление выдержит, но вряд ли защитит редуктор от удара. Чтобы давление не перескочило на редуктор, в конструкцию внедряют втулку из пластика, прокручивающуюся при столкновении или заклинивании винта.
И, наконец, новейшие технологии позволяют использовать в производстве водомоторной техники нейлоновые и углеродные волокна. Композитные винты по цене дешевле стальных и им совсем не опасна коррозия. Кроме того, производители снабжают их длительной гарантией.
Вот так выглядят критерии выбора винта на двигатель лодки в теории. Теперь разберем, как применить полученные знания на практике.
Подбор винта для лодочного мотора – нюансы и рекомендации
Итак, прочитав о технических параметрах, вы решаете купить винт лодочного мотора и идете в магазин или ищите подходящую модель в интернете. И тут может встретиться неприятный сюрприз: подробно характеристики не расписаны, а представлены в виде заводской шифровки. Тогда как подобрать винт на лодочный мотор, наверняка, озадачитесь вы. Да легко и просто, ведь прямо сейчас мы расскажем, как перевести заводскую маркировку на «человеческий» язык.
Маркировка винта
Информацию о технических параметрах изделия производители обычно наносят на лопасти или ступицу. Взглянув на винт, можно увидеть запись следующего вида:
- 12 ¼ х 15 – первым в дюймах указывается диаметр, а вторым шаг винта.
- 12 ¼ х 15 4R – иногда добавляют отметку о количестве лопастей и направлении вращения (R/RH – right – правая сторона). В примере говорится о 4 лопастях, вращающихся вправо.
- 3829-292-09 – просто числовая запись говорит о том, что это порядковый или каталожный номер изделия. В таком случае описание технических параметров следует искать на упаковке*.
*Если мотор импортный, а вы не разбираетесь в английском языке, ориентируйтесь на слова Pitch (шаг), Diameter (диаметр), Blade (лопасти), Material (материал).
Как видно, расшифровать заводскую надпись довольно легко. Но, прежде чем выбирать винт для лодочного мотора нужно точно определить, какие параметры гребного винта подойдут вашей лодке ПВХ. А как это сделать, выясним в следующем разделе.
Расчет подходящего гребного винта
Уже отмечалось, что главным критерием выбора считается шаг винта, поэтому его значение мы и будем рассчитывать. А чтобы определить подходящий шаг винта для лодочного мотора следует провести измерения ходовых качеств. Выполняются они в несколько этапов.
- Обкатайте мотор в течение 20 часов «налегке», т.е. с минимальной нагрузкой.
- Замерьте тахометром число оборотов.
- Нагрузите лодку до максимального требуемого лимита. Если вы планируете выходить на воду с семьей или рыбачить с напарниками, следует проверить ход судна со всеми пассажирами и сопутствующим грузом.
- Снова замерьте число оборотов, которое мотор выполняет с полной нагрузкой лодки.
- Выпишите технические параметры установленного на мотор винта (напр. шаг 12).
Теперь записываем полученные данные и сопоставляем их с паспортными характеристиками.
Итак, первым делом берем показатель максимальных оборотов. Допустим он равен диапазону 4000-5000. Обращаемся к данным пункта №2. Если тахометр выдал максимальное значение, например, в 4800, значит установлен оптимальный винт лодочного мотора, т.к. замеры соответствуют паспортным данным. Но ходовые качества можно еще отрегулировать, устанавливая винты с разным шагом.
«С завода» на двигатели ставят универсальные винты, т.е. со средним значением шага. Зная условия эксплуатации и предъявляемые к лодке требования, можно подбирать винты с различным шагом для «грузового» режима работы или «скоростного». Соответственно, меньший шаг – больше тяга, больший шаг – выше скорость. Выше уже упоминалось, что шаг винта выражают в дюймах (1 дюйм – 2, 54 см). При этом еще разработчики так регулируют величину шага в модельном ряде, чтобы каждое следующее значение (+/- 1 дюйм) изменяло количество оборотов на 150-200.
Вернемся к расчётам. Если наш винт 12 и показатель оборотов 4800, то до пикового значения остается 200 оборотов. Значит, установив винт с шагом 11, мы добьемся 5 000 оборотов, при этом скорость упадет на 5%, но увеличится тяга. А винт 13 уменьшит обороты до 4600, но увеличит скорость. Важно отметить, что с шага 10 для данной нагрузки начинается запредельное количество оборотов, что приведет к перекруту и износу мотора. НО увеличение нагрузки изменяет требования к винту, поэтому проверим измерения с полной нагрузкой (пункты №3-4).
Допустим с максимальным грузом число оборотов снизилось до 4200. Это все еще в пределах нормы, но улучшить тягу поможет винт меньшего шага. Например, если вместо установленного 12 поставить винт с шагом 10, обороты повысятся до 4600, а 8 и вовсе позволит добиться предела в 5000. Поэтому в идеале тем, кто выходит на воду и в одиночку, и в большой компании, рекомендуется иметь минимум 2 винта с разным шагом, точно рассчитанным под определенную нагрузку. Это позволит оптимально настроить ход судна и по максимуму использовать его технические возможности.
Отметим также, что нужно сделать, если показания тахометра расходятся с паспортным диапазоном. Нужно вычислить разницу между максимально допустимыми оборотами (большее число в диапазоне) и показаниями замера, а затем поделить это значение на 200 оборотов. Например, диапазон 4500-5000, а показания 3800. Проводим расчет.
(5000-3800):200 = 1200:2 = 6
Значит для повышения оборотов при данной нагрузке необходимо уменьшить шаг на 6. Если использовался винт с шагом 15, меняем его на винт с шагом 9 и получаем максимальные 5 000 оборотов.
Правила эксплуатации гребного винта
Винты для моторов лодок особыми требованиями к эксплуатации не отличаются, достаточно выполнять простейшие рекомендации:
- Не допускать контакта винта и поверхности дна;
- Следить за надлежащим состоянием лопастей;
- Не включать реверс на мелководье;
- Использовать гидроподъем «ноги» на опасных участках водоема.
Надлежащее отношение к изложенным советам обеспечит стабильную работу винта и продлит срок службы изделия.