Как заклеить резиновую лодку — ремонт проколов, закрепление уключин


Надувные лодки обрели популярность у рыбаков и любителей водного туризма еще в далекие советские годы. Только тогда подобные конструкции изготавливались не из ПВХ ткани, а из резиновых материалов. Резина, конечно, уязвима к получению механических повреждений, но легко поддается ремонту, поэтому даже сейчас на реках и озерах встречаются надувные резиновые лодки, произведенные еще в СССР. Если вы тоже владеете подобным судном и хотите продлить срок его службы, то сегодняшняя информация о том, как заклеить резиновую лодку правильно и надежно, придется как нельзя кстати. Подробно разберемся в процессе починки плавсредств и узнаем, какие инструменты необходимы для проведения процедур.

Резиновая лодка

Выбираем клеящий состав для ремонта резиновых лодок


Прежде чем подробно разбирать тему «как правильно заклеить резиновую лодку», следует остановиться на подборе материалов для ремонта. И здесь, конечно, главным компонентом станет клеящий состав. Поэтому в этом разделе будем выяснять, чем клеить резиновую лодку лучше всего, а чем не стоит даже пытаться.

Рекомендуемые марки

Качественный клеевой раствор поможет надежно склеить резиновую лодку по шву, при рваных повреждениях и даже в случае крупной пробоины днища. Но подобрать такой клей еще надо уметь. Например, при подборе подходящего средства для ремонта лодки рекомендуют руководствоваться следующими факторами:

  1. Отдавайте преимущество растворам, специально разработанным для склеивания резиново-тканевых материалов. В данном случае универсальность клеевого состава пойдет только во вред изделию, т.к. соединение не будет достаточно прочным.
  2. Обращайте внимание на термостойкость средства. Хороший прочный клей обладает устойчивостью к широкому диапазону температур, благодаря чему соединение не расползается на солнце и не трескается от мороза.
  3. Не гонитесь за дешевизной. Бюджетные клеи отличаются низкокачественным составом, который не способен обеспечить прочное сцепление склеиваемых материалов.
  4. Проверьте липкость клея. Вопреки распространенному мнению, действительно прочные растворы менее липкие, чем низкокачественные средства. Проверить это свойство легко: достаточно нанести пару капель клея на руку. Качественный клеевой раствор не образует на коже липкую корку.
Возможно будет интересно:  Мотор для лодки ПВХ: типы моторов, мощность, какой лучше выбрать

Также при выборе каким клеем заклеить лодку, советуем считаться и с мнением опытных пользователей. Например, согласно отзывам в интернете, судовладельцы положительно отзываются о таких клеящих средствах, как:

  • Рогнеда;
  • Тангит;
  • Уран;
  • Тип-Топ 2000;
  • Клей 88НТ;
  • Локтайт Супер Фаст.

Перечислять еще можно долго, но хотелось бы остановиться на самом эффективном средстве – клее марки «4508». Этот раствор по всем отзывам и оценкам считается лидером среди клеев для ремонта резиновых лодок. Раствор «4508» не требует нагревания, а в сочетании с отвердителем марки «Дисмодур» или «Лейконат» износостойкость клеевого соединения практически не знает себе равных.

Резиновый клей 4508 и отвердитель десмодур

Резиновый клей 4508 и отвердитель десмодур

Чем нельзя клеить резиновые лодки

Отдельного внимания стоит информация о том, какие клеевые составы не рекомендуется использовать для ремонта резиновых лодок. К подобным средствам относится вся цианакрилатная группа клеев, в числе которых «Суперклей», «Момент» и другие универсальные клеевые растворы. Причем существует специальный клей «Момент» для лодок, но и его использование опытные судовладельцы не практикуют. Такой раствор, конечно, крепче универсального, но лучше не рисковать ни собой, ни лодкой и провести качественный ремонт хорошо зарекомендовавшим себя клеем.

И в завершение темы отметим, что приготовление клея для резиновой лодки всегда должно проводиться строго по инструкции. Соблюдайте указанные производителем пропорции, интервалы времени и порядок действий, и тогда починка лодки пройдет без запинок, а ремонт резиновой лодки своими руками получится долговечным.

Поэтапный ремонт проколов в резиновых лодках

Итак, какой клей лучше мы выяснили, теперь перейдем к детальному описанию проведения ремонтных работ. Процесс несложный, но требует вникания в определенные нюансы.

Подготовка инструментов

Естественно, чтобы отремонтировать резиновую лодку в домашних условиях нужно иметь под рукой соответствующие инструменты. Помимо заплатки и клея в список необходимых для работы вещей стоит включить следующие предметы:

  • Ножницы;
  • Кисточку для аккуратного нанесения клея;
  • Мелкозернистую наждачную бумагу;
  • Самоклеящуюся ленту;
  • Растворитель (ацетон, спирт и т.п.) и ветошь;
  • Маркер;
  • Фен;
  • Валик для разглаживания латки (можно заменить скалкой, бутылкой, округлой рукояткой);
  • Прочные капроновые нити и иглу.

Заметим, что некоторые пункты зависят от характера повреждений. Например, лента потребуется, чтобы заклеить на резиновой лодке шов, а нитки с иглой помогут залатать рваную дыру. Но все же лучше иметь полный набор предметов, чтобы при необходимости справиться с починкой любой неисправности.

Кстати, есть отдельная статья о том, как заклеить лодку ПВХ

Поиск повреждений

Ремонт лодки ПВХ своими руками начинается с тщательного поиска повреждений. Необходимо выявить даже мельчайшие проколы, т.к. со временем они превратятся в крупные дыры и доставят куда больше проблем. Поэтому накачиваем лодку, вооружаемся водно-мыльным раствором, берем в руки губку и начинаем искать утечки воздуха. Делается это просто: достаточно нанести на резиновый корпус лодки раствор и следить, не появились ли на данном участке характерные пузырьки воздуха. Если таковые есть, то помечаем проколотое место с помощью маркера, и продолжаем работу до тех пор, пока не проверим корпус целиком.

Обработка поверхностей

После того, как все проколы, пробоины и дыры на лодке обнаружены и помечены, приступаем к подготовке ремонта.

Сперва для каждой дырочки необходимо вырезать соответствующую заплатку. Изготавливаются они из аналогичного лодочному корпусу материала, при этом каждая латка на 3-5 см больше, чем диаметр прокола. Отметим, что важна и форма: заплатка обязательно должна иметь закругленные края, т.к. прямые углы легко цепляются и отклеиваются.

Когда все детали будут замерены и вырезаны, сдуваем лодку и переходим к следующему этапу – зачистке склеиваемых поверхностей. Для этой работы нам понадобится наждачная бумага, ветошь и растворитель.

Начинается обработка с «наждачной» зачистки поврежденного участка от остатков талька. Наждачкой работаем аккуратно, но тщательно. Далее наша задача обезжирить почищенные участки, чтобы клей лучше «лег» и крепче сцепился. В качестве обезжиривателя будем использовать уже припасенный в наборе инструментов растворитель. Аккуратно наносим его ветошью на уже очищенные участки, соприкасаясь с материалом не более чем на пару секунд.

После обработки ждем высыхания. В это время, кстати, не лишним будет провести ту же работу с заплатками. Благодаря этой манипуляции значительно повысятся прочность и износостойкость будущего клеевого соединения.

Как заклеить резиновую лодку
Заплатки из готового ремкомплекта (слева) и самодельная латка (справа)

Зачистка склеиваемых поверхностей
Зачистка склеиваемых поверхностей

Нанесения клея на склеиваемые поверхности
Нанесения клея на склеиваемые поверхности

Склеивание

После проведения всех подготовительных работ, наступает самый ответственный момент: пора, собственно, заклеивать резиновую лодку. Про клей и его подготовку мы поговорили выше, так что переходим сразу к нанесению раствора на корпус лодки (на латку клей добавляют редко). Для этой операции лучше воспользоваться кисточкой, тогда слой клея получится равномерным и не толстым.


После первого нанесения необходимо дождаться полного высыхания клеевого состава (обычно занимает 10-15 минут), а затем сверху добавить еще один слой. На его высыхание уже отводят не более 5-7 минут, после чего накладывают заплатку и тщательно разглаживают склеенный участок с помощью валика. Эта процедура помогает избавиться от пузырей воздуха, попавших под латку, а также улучшает сцепление элементов.

Просушка

Чтобы приклеенная на резиновую лодку латка хорошо схватилась, необходимо дождаться полного высыхания клея. Обычно на это требуется несколько часов (точное время производитель указывает в инструкции клеевого средства), но опытные владельцы надувных лодок рекомендуют давать на просушку не менее суток. Конечно, такой срок подходит только для лодочного ремонта в домашних условиях. Если же лодку нужно починить экстренно, то для высыхания хватит пары часов. Однако, по прибытию на базу такую починку «на скорую руку» нужно будет добросовестно исправить.

Вот так в общих чертах выглядят этапы ремонта проколов и небольших пробоин у резиновых лодок. Далее предлагаем рассмотреть нюансы исправления более крупных повреждений.

Как заклеить резиновую лодку с порезом или рваной дырой

Для починки больших порезов понадобятся капроновые нити и толстая игла. Необходимо зашить полученную пробоину лодки так, чтобы шов сформировал жесткий и прочный стык краев, но при этом нити не были сильно перетянуты. Ведь при использовании судно постоянно будет получать удары волн и высокие нагрузки, поэтому шов надо сделать так, чтобы он 100% не разошелся.

Если же лодка получила дыру со рваными краями, сшить которые проблематично, следует воспользоваться методом заклейки. Проводится такая операция аналогично устранению прокола, только с дополнительной процедурой – вклеиванием латки с внутренней стороны. Рассмотрим, как осуществить это действие.

Итак, для починки рваной дыры потребуется вырезать две латки, причем одна будет на 5 см больше размера прорыва, а вторая еще на 3-5 см больше первой. Наносим слой клея на внутреннюю поверхность дыры и на латку меньшего размера, при этом обрабатываем клеем только половину ткани! Это необходимо для удобства и прочности склеивания. После высыхания слоя аккуратно помещаем заплату в дыру, и приклеиваем край, плотно прижав его к внутренней стороне корпуса. Для качественного сцепления пару раз прокатываем место склейки валиком.

Дав первой части немного подсохнуть и «схватиться», наносим кисточкой клей на второй край заплаты и повторяем процедуру склейки. Далее опять оставляем 10-15 минут на просушку, и наклеиваем верхнюю заплату методом, описанным выше.

Пример сшивания рваной дыры резиновой лодки капроновой нитью
Пример сшивания рваной дыры резиновой лодки капроновой нитью

Починка сорвавшихся уключин

Владельцы лодок гребного типа рано или поздно сталкиваются с такой проблемой, как износ соединения уключин. В результате постоянной нагрузки прочность клеевого соединения ослабевает, и уключины начинают отрываться. Как заклеить лодку ПВХ в таком случае? Легко и просто, понадобится только лодочный клей и обычный бытовой фен.

Чем лучше приклеить деталь к резиновой лодке мы уже говорили, теперь же пришла очередь обсудить обратный случай. Чаще всего у уключин отходят только края сцепления, а большая часть детали крепко держится на корпусе. Но для починки нам необходимо полностью отцепить крепление весел, и зашкурить участок склейки. Так вот, чтобы отклеить уключину максимально легко и без вреда для резинового материала, необходимо просто нагреть ее феном. В результате прогрева деталь легко отойдет и не испортит резиновый корпус лодки. Только не совершайте резких движений: отклеивать уключину нужно плавно и не спеша.

Как только уключины удалось снять, приступаем к проведению их ремонта. Выполняется он в несколько шагов:

  1. Удаляем остатки старого клея, обрабатывая участок с помощью наждачной бумаги.
  2. Обезжириваем место склейки растворителем.
  3. Наносим клей в два этапа (нанесли – дали просохнуть – наложили сверху еще один слой и тоже дали просохнуть). Важно отметить, что баллоны лодки при этом спущены, т.к. с накаченным корпусом соединение плохо схватится.
  4. Прикладываем уключину к месту склейки и крепко держим в течение 1-2 минут, оставляем подсыхать.

Правильно починенные уключины будут держаться крепко на протяжении длительного срока.

Замена лент и проклейка швов

Когда лодка ПВХ пропускает по шву, заклеить ее можно только при проколах малого размера. Для этого используются две тканевые или жидкие латки для надувных лодок. Если же повреждение обширное, то проклеить швы на ПВХ лодке смогут только в специальной мастерской.

А вот ремонт аналогичной проблемы для резиновых лодок трудностей не вызывает, т.к. в этом случае используется специальная лента для проклейки швов. Сам же процесс починки насчитывает пять этапов:

  • Накачивание баллона;
  • Удаление старой прохудившейся ленты;
  • Ошкуривание и обезжиривание поверхности;
  • Нанесение клея и наложение ленты;
  • Просушка.

Также отметим, что для большего эффекта проклеенные швы на резиновой лодке рекомендуется прокатать валиком или другим округлым предметом.

Проклейка и ремонт швов резиновой лодки
Как заклеить резиновую лодку по шву

Клеим резиновую лодку с поврежденным днищем

Иногда приходится столкнуться с крайне серьезным повреждением, приводящим в негодность все днище лодки. Но даже с такой проблемой можно справиться не профессионалу. Рассмотрим, как заменить дно в резиновой лодке в домашних условиях, а для облегчения восприятия разобьем процесс на несколько ступеней.

Удаление старой защитной ленты и днища

Накачиваем баллоны лодки и вооружаемся маркером. Наша задача – разметить места наклеивания ленты и расположения днища. После того, как разметка нанесена можно сдуть баллоны и приступать к отклеиванию ленты изнутри и снаружи, а также к удалению днища. Начинать лучше с носовой части, а при возникновении трудностей с разделением частей не прикладывайте больших усилий: прогрейте соединение феном и тогда детали сами легко отойдут.

Зачистка и обезжиривание поверхностей

Возвращаемся к нашим помеченным участкам и зашкуриваем их наждачкой. После процедуры очистки не забываем провести и обработку обезжиривающим раствором.

Наложение внутренней ленты

Начинаем приклеивать ленту изнутри носовой части, используя заранее проставленные маркером пометки. Обращаем внимание, что клей помещают между двумя отметками, причем только до середины этого расстояния. Сам раствор наносится дважды и с перерывом на высыхание. Отметим, что не наклеенная часть ленты располагается изнанкой вверх.

Приклеивание днища

Это самый масштабный этап работ, поэтому его целесообразно разбить на несколько подходов. Первыми рекомендуется клеить нос и корму, а затем уже поочередно борта. Клей наносится также по маркерным разметкам, начиная с кормы. Для большего эффекта наносим небольшой слой клеящего средства и на днище. При этом важно следить, чтобы при склеивании внутренняя лента правильно и аккуратно соединялась с дном.

Заклейка днища резиновой лодки
Как заклеить резиновую лодку на днище

Защитная лента

И последний шаг – наклейка наружного слоя ленты. Здесь нюансы кроются в предварительном прогревании поверхностей, соответствии клеевого слоя ширине ленты и прокатывании валиком сделанного соединения.

Теперь вы знаете, как заклеить резиновую лодку и чем это делать, а значит справитесь с любыми повреждениями и продлите срок службы судна.

Успехов!


Другие статьи по теме

Ссылка на основную публикацию