Как заклеить лодку ПВХ, если проколол, прожог или разорваны баллоны, днище

Простые по конструкции и доступные по цене надувные лодки из ПВХ ткани считаются популярным плавсредством для рыбаков и туристов. Есть у них только один недостаток – малая защита от повреждений, к которым относятся и стандартные проколы, и трещины, получаемые от «дубения» материала при низких температурах. Однако, такие неисправности вполне поддаются устранению, главное провести правильный ремонт. О том, как заклеить лодку ПВХ крепко и надежно, мы и расскажем в сегодняшней статье. Выясним, как быстро определить место прокола, разберем виды возможных повреждений ткани, а также перечислим необходимые инструменты и научимся клеить заплатки разными способами. Приступим!

Как заклеить лодку ПВХ

Если лодка спускает, что делать

Сразу оговоримся, что ремонт лодки из ПВХ в домашних условиях не сложен, но проводить его нужно поэтапно. Первым делом, если чувствуется, что давление в баллонах самопроизвольно падает, начинаем искать причину проседания, т.е. прокол или другое повреждение корпуса плавсредства. Для лодок с резиновой или ПВХ основой есть несколько удобных способов быстрого поиска неисправностей. Сейчас о них и расскажем.

Ищем место повреждения

Для обнаружения пробоин необходимо провести полное обследование корпуса. Причем из внимания нельзя упускать даже маленькие трещинки, т.к. при накачивании баллонов они вполне могут превратиться в крупные дыры. Поэтому для облегчения задачи предварительно накачиваем лодку, а сам поиск повреждений проводим одним из следующих способов.

  • Если ремонт проводится неподалеку от водоема, то надутый корпус частями помещаем под воду. В тех местах, где после погружения начинают появляться пузырьки, и расположены полученные проколы, царапины или трещины.
  • Если склеить лодку решено в домашних условиях, то для поиска проколов используем обычный мыльный раствор. Наносим его с помощью губки на весь корпус лодки и проводим тщательный осмотр: в местах выхода воздуха мыло начнет пенится и пузырится.

Приведенные методы, что называется, проверены временем и помогли тысячам судовладельцам. Осталось только добавить, что при обнаружении прокола мы обязательно отмечаем это место фломастером/маркером или клеим на лодку ПВХ «метку» в виде кусочка скотча, а еще лучше яркой изоленты.

Определяем вид прокола и способ заклейки

После того, как все пробоины найдены и отмечены, анализируем их ремонтопригодность. В домашних условиях отремонтировать лодку ПВХ легко при условии, что диаметр проколов и разрывов не более 5 см. С пробоинами в 5-10 см тоже можно справиться, но работа будет уже более трудоемкой. А вот проколы в 15 и более см можно исправить только после обращения в специализированные мастерские.

Но это если говорить в общих чертах. На практике же неисправности бывают разные и сложность ремонта определяется индивидуально. Рассмотрим виды возможных повреждений и чем можно заклеить лодку ПВХ при подобных дефектах.

Прокол лодки

Наиболее распространенный тип поломок. Образуется в результате неосторожного обращения с колюще-режущими предметами на борту. Как правило, размеры прокола не превышают 3-5 см, поэтому чтобы заклеить надувную лодку ПВХ потребуется лишь заплатка. Сделать заплату можно из материала ремкомплекта, при этом размеры латки должны быть на пару сантиметров больше объема прокола, а по форме лучше вырезать круг или овал.

Приготовив ремонтную плату, переходим к зачистке места для наклеивания. Для этого промываем место прокола, обезжириваем его растворителем и даем просохнуть. Далее обрабатываем поверхности клеем и оставляем просыхать на 15 минут. По истечении времени наносим новый слой, и ему уже даем на просушку не более 5 минут.

После проведенных работ прикладываем заплату к поверхности лодки, крепко-накрепко прижимаем и разглаживаем (лучше всего валиком). Отметим, что для большего эффекта можно немного пройтись по клеевому слою горячим воздухом из фена. Подержав соединение пару минут под давлением, отпускаем и оставляем лодку сушиться. Клей схватится уже через 2-3 часа, но для большей надежности рекомендуется отводить на просушку лодки не менее суток.

Ремкомплект для ремонта ПВХ лодки Лидер
Ремкомплект для ремонта ПВХ лодки Лидер

Рваная дыра

К такому типу повреждений относятся зацепы от зарослей камышей, коряг и камней на мелководье. Чаще всего размер подобных дыр находится в районе 8-10 см, что еще подвластно ремонту, но сил приложить потребуется больше.

Если говорить о том, как заклеить лодку из ПВХ с рваной дырой, то алгоритм ремонта схож с устранением проколов, только из-за величины повреждения потребуется взять две заплатки. При этом починка может проводиться двумя способами. В одном случае сперва клеится закладка внутрь дыры, а затем устанавливается внешняя заплатка. А в другом обе накладки приклеивают на внешнюю поверхность, при этом верхняя латка на 2-3 см больше нижней.

Возможно будет интересно:  Одноместная лодка ПВХ - рейтинг моделей, советы по выбору, нюансы эксплуатации

Дыра на днище

Повреждения днища ПВХ лодки – крупные неисправности, очень тяжело поддающиеся самостоятельному ремонту. Обычно их виновниками становятся находящиеся под водой металлические штыри, острые коряги и заросли. Проколы при этом очень глубокие и с рваными краями, но все же можно постараться их починить. Для этого дыру сперва штопают специальными крепкими нитками, после чего заклеивают дно лодки ПВХ двумя латками (с внутренней и внешней стороны).

Поломка клапана

Иногда бывает и такое, что неисправность связана с повреждением клапана. Починить его, конечно, вряд ли удастся, а вот заменить клапан у ПВХ своими руками вполне возможно. Для этого понадобится специальный ключ или самостоятельно изготовленная ему замена. Чтобы сделать такой ключ, нужно отпилить часть пластиковой трубы, пробить в ней пару отверстий и провести через них проволоку или штырек. В результате получится удобная рукоять, с помощью которой вы сможете легко вытащить испорченный клапан и вставить новый.

Рваная дыра на днище лодки ПВХ

Как заклеить лодку ПВХ правильно – поэтапное описание работ

Выше мы кратко разобрали, как клеить лодку при получении проколов, дыр и повреждений днища. Однако, приведенные советы больше относятся к срочному ремонту, когда нет времени на тщательное проведение работ. Сейчас же предлагаем рассмотреть более трудоемкий, но 100% надежный ремонт проколотых надувных лодок, который позволит откатать на судне еще не один сезон. Итак, поэтапно разберемся в том, как заклеить лодку ПВХ на максимально длительный срок, и начнем с подготовительного момента.

Необходимые инструменты и материалы

Для проведения ремонта лодки потребуется рабочий инструмент и расходные материалы. Ведь устранить разрыв в корпусе судна просто голыми руками невозможно, даже если вы лучший мастер по починке ПВХ ткани в мире. Поэтому перед тем как заклеить лодку нужно запастись следующими предметами:

  • Ножницы;
  • Маркер/фломастер/карандаш;
  • Вода и мыло для раствора;
  • Запасной кусок ПВХ (поставляется в заводском ремкомплекте);
  • Обезжиривающие жидкости: спирт, ацетон или другие растворители;
  • Клей и кисточка для его нанесения;
  • Прочные нитки, на случай если склеиваемую лодку предварительно нужно прошить;
  • Валик, бутылка, скалка, закругленная рукоятка или т.п. (потребуется для «раскатывания» заплаты и устранения проникшего в клеевое соединение воздуха);
  • Фен для прогрева клеевого шва (если ремонт проводится на природе, то в качестве замены подойдет зажигалка).

Отдельно предлагаем остановиться на выборе клея для ПВХ лодки. Ведь это главный компонент ремонта, и именно от качества клеевого раствора в большей мере зависит надежность и срок службы заплаты.

Клей для заклейки лодки

На вопрос, какой клей лучше заклеит лодку ПВХ, однозначного ответа нет. Но точно можно назвать средства, которые не стоит использовать для ремонта плавсредств. К ним относятся «Суперклей», «Момент» и им подобные растворы, входящие в группу цианакрилатных клеев. Ни в коем случае не рекомендуем крепить лодочную заплатку с помощью таких средств, т.к. клеевое соединение отслоится уже после первого выхода на воду.

Вообще, для работы с лодками ПВХ используются специальные, а не универсальные растворы. И чаще всего это полиуретановые клеи с добавлением отвердителя. Например, широко известны среди судовладельцев клеевые составы следующих марок:

  • Desmocoll;
  • Bostick;
  • Texacol;
  • Kernil;
  • Профессионал;
  • MAXBOND;
  • 900И;
  • Penosil Fix Go.

Также хорошо себя зарекомендовали клеи, поставляемые производителями в ремкоплекте для лодки. Если же клей из ремкоплекта кончился, а указанных выше названий в магазине не нашлось, то нужно подобрать не менее качественный аналог. При выборе обращайте внимание на три главных момента: полиуретановый состав, наличие отвердителя и высокая термостойкость, которая защитит крепление от разрушения в летний зной.

А лучше всего, выбирая каким клеем заклеить ПВХ лодку, провести небольшой тест. Для этого надо выдавить каплю раствора на палец и посмотреть на поведение клея. Качественный состав при высыхании не прилипает к рукам. Так что, если после проведения теста на коже осталась клеевая пленка, значит выбранный образец низкого качества и не обеспечит надежный ремонт.

Клей для лодок ПВХ

Подготовка заплатки

Еще один важный момент в вопросе о том, как правильно клеить лодку: чем заклеить дыру в лодке ПВХ своими руками. И здесь ответ очевиден – заплатой из идентичной ПВХ ткани. Для этих целей опять же лучше всего подойдет материал из ремкомплекта, но если такового нет, то следует подобрать в магазине ткань аналогичной плотности и схожей расцветки.

Решив проблему, чем клеить ПВХ лодку, переходим к следующему этапу – подготовке заплаты. Отрезаем кусок ткани размером на 3-5 см больше, чем диаметр ремонтируемой дыры. При этом придаем латке форму круга или овала, т.к. прямые углы отличаются плохим сцеплением и быстро отклеиваются при эксплуатации лодки. После вырезки примеряем заплату и оцениваем насколько хорошо она «ложится» на место прокола. Если все в порядке, оставляем изготовленную деталь и начинаем подготавливать клеевое соединение.

Возможно будет интересно:  Масло Мотюль 2т для лодочных моторов - характеристики и обзор линейки продукции Motul

Обработка склеиваемых поверхностей

Прежде чем проводить склеивание, необходимо промыть и обезжирить прокол ПВХ лодки, а также вырезанную латку. Для устранения загрязнений достаточно протереть ткани влажной тряпкой, а вот обезжиривать поверхности нужно с помощью растворителей. В качестве обезжиривателя допускается использование спирта, бензина, водки, толуола, ацетона и т.п. Но ни в коем случае не зачищайте ПВХ ткань с помощью наждачной бумаги! Этот способ приведет только к получению дополнительных мелких повреждений.

Различные способы склейки

После того, как склеиваемые поверхности прошли предварительную обработку, вооружаемся кисточкой и наносим на каждую деталь слой клея. Раствору необходимо дать время на высыхание: как правило, достаточно 10-20 минут (точный промежуток указывает производитель средства).

И тут, если мы говорим именно о том, как правильно заклеить лодку ПВХ, проведенную операцию необходимо повторить 2-3 раза. Многие стремятся сделать ремонт побыстрей и наносят клей только 1 раз, но такой подход к делу скажется при выходе на воду. Подобного ремонта хватит максимум на один сезон. А если прислушаться к рекомендациям и предварительно нанести-просушить клеевой раствор несколько раз, то на отремонтированной лодке без проблем можно отходить несколько сезонов.

Закончив с нанесением клея, переходим к термообработке. «Продуть» феном необходимо только одну из деталей: либо заплатку, либо корпус лодки. Если же прогреть оба элемента, то это улучшит сцепление клея, но сделает необратимым исправление помарок при ремонте. Материал быстро схватится, и, если одна из частей окажется приложена неровно, исправить эту оплошность будет практически невозможно. Поэтому при работе не стоит спешить: лучше делать все плавно и аккуратно.

После термообработки останется только приложить заплатку к лодке и крепко зажать обе части на пару минут. Для лучшего сцепления стоит прокатать латку валиком или бутылкой, удаляя неровность накладки и попавший под ткань воздух. По окончанию всех процедур оставляем лодку сохнуть в течение суток.

Ремонт проколов и прожигов

И еще раз пройдемся по часто встречающимся повреждениям и нюансам их починки. Проколы судна обычно получают «на воде», поэтому требуется неотложный ремонт. Порядок срочной заклейки лодки ПВХ прост:

  1. Причаливают на берег и спускают баллоны.
  2. Достают ремкоплект, прикладывают запасную ПВХ ткань к проколу и обводят контуры будущей заплаты.
  3. Вырезают латку, очищают и обезжиривают поверхность корпуса лодки.
  4. Наносят клей, дают просушиться 2-3 минуты.
  5. Крепко прижимают заплату к лодке, удерживают под давлением несколько минут.
  6. Дают судну 1-2 часа на просушку.

После проведения этих действий лодка вновь готова к эксплуатации, но добравшись до дома лучше провести починку еще раз и более качественно.

Замена клапана ПВХ лодки

Устранение больших проколов

Если полученное на воде повреждение оказалось слишком большим, то перед поклейкой необходимо зашить дыру прочными нитками. В остальном порядок действий аналогичен предыдущему пункту, разве что для большей прочности можно наклеить 2 заплаты, но это потребует дополнительного времени на просушку.

А по возвращению с рыбалки самостоятельный экстренный ремонт самых крупных проколов лодки ПВХ лучше исправить с помощью специалистов из мастерской.

Проклейка шва

В случаях, когда на судне пошла пробоина по шву, необходимо использовать для ремонта две заплаты. Одну приклеивают на внутреннюю сторону прорыва, а другую, немного большего размера, наклеивают с внешней стороны корпуса.

Починка порезов днища и рваных отверстий

Как уже отмечалось, в срочных случаях можно скрепить большие прорывы нитками и сверху приклеить заплату. Хватит такого ремонта только на дорогу до дома, ну а там уже можно обратиться к услугам профессионалов, которые восстановят поврежденное днище на 100%.

Кстати, у кого именно резиновая лодка, а не ПВХ, есть отдельная статья, как клеить резиновую лодку

Советы по дальнейшей эксплуатации

После проведенной починки рекомендуем еще раз проверить судно на утечку воздуха: если все хорошо, и пузырьков нигде нет, можно смело выходить на воду. Если же заплата «пропускает» воздух, то лучше не рисковать и обратиться за ремонтом в ближайшую мастерскую или на шиномонтаж, где тоже оказывают услуги по восстановлению пробитых ПВХ лодок.

Кроме того, даже при качественном ремонте, старайтесь следить за состоянием латки и не провоцировать ее отслоение. Не следует тащить лодку «волоком» по берегу, заплывать в обильные заросли и оставлять судно под солнцепеком.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector