Какие имеют преимущества и недостатки пластиковые лодки


Продолжаем изучать особенности водного транспорта и сегодня у нас на очереди лодки пластиковые, в последнее время часто соперничающие с катерами из алюминия. На многих форумах водомоторники бурно спорят какое же судно лучше, и активно выясняют преимущества и недостатки каждого материала. Предлагаем сделать из этих споров своеобразную «выжимку» полезной информации и понять, в чем же действительно хороши или плохи пластиковые лодки российского производства. Рассмотрим в статье общую характеристику подобных плавсредств, ознакомимся с разновидностями и популярным модельным рядом, разберемся в нюансах выбора и, конечно же, изучим мнение пользователей и владельцев. Итак, приступим!

Лодки пластиковые

Что из себя представляют пластиковые лодки


Как обычно, начнем с формулировки базовых понятий. Сегодня в судостроительной отрасли разнообразие материалов просто поражает: выпускают надувные резиновые и ПВХ лодки, алюминиевые катера, судна из древесины и даже суда комбинированного типа (например, РИБы). Если же говорить конкретно о пластиковых плавсредствах, то к этому классу относятся те маломерные суда, для изготовления которых используются различные композитные материалы. Таким образом, несмотря на небольшие отличия в исходных свойствах, в категорию «пластиковые» вместе включены лодки из полиэтилена, углепластика и стеклопластика. Считается, что разница в материалах не столь значительна, и в итоге готовое изделие получит типичные для пластиковых катеров характеристики.

Преимущества лодок из пластика

По сравнению с другими разновидностями плавсредств, пластиковые лодки в лучшую сторону можно отметить по следующим показателям.

  1. Непотопляемость – благодаря герметичным отсекам и многослойному строению корпуса катера из пластика очень устойчивы на воде. Неспроста в российском ГОСТе выставлено требование, что при длине до 5 метров корпус лодки из пластика не должен уходить под воду даже при полном затоплении водой. При этом свойство непотопляемости обеспечивает малую осадку, следовательно, с таким судном удобно рыбачить на мелководных или поросших растительностью водоемах.
  2. Жесткость конструкции – этим параметром улучшается долгосрочность и удобство использования судна. Например, по сравнению с резиной или ПВХ, лодка пластиковая мотор держит крепче, да и закрепить тент, навигатор или спининнгодержатель на таком судне куда проще. Кроме того, твердое дно улучшает ходовые качества катера и обеспечивает комфортное перемещение по кокпиту для пассажиров.
  3. Малый вес – композитные материалы позволяют конструкции быть легковесной, но очень вместительной. Благодаря этой особенности пластиковые лодки легко транспортировать к водоемам даже с очень широкой береговой линией. Кроме того, малая масса позволяет плавсредству быстрее развивать высокую скорость и легко маневрировать.
  4. Цельность конструкции – у пластиковых катеров литой корпус, не нуждающийся в сварке, клепке, клеевых и прочих соединениях. Между тем, именно эти нюансы считаются неприятным недостатком алюминиевых и ПВХ лодок, т.к. нередки поломки из-за расхождения швов корпуса.
  5. Относительная износоустойчивость – в отличие от металлических сплавов, материалы с пластиковой основой не подвержены окислению, коррозии и гниению. Кроме того, многие производители пластиковых лодок в России дополнительно обрабатывают верхний слой корпуса специальным защитным красителем.
  6. Ремонтопригодность – царапины или деформации корпуса от удара на пластиковых лодках исправляются легким самостоятельным ремонтом. Достаточно купить специальный ремкомлект из эпоксидной смолы и отвердителя, нанести корректирующий слой на повреждение и дождаться полного застывания.

Кроме того, к числу положительных качеств можно отнести очень привлекательный внешний вид, относительно невысокую стоимость и долгий срок службы.

Недостатки лодок из пластика

Не лишены пластиковые гребные и моторные лодки негативных характеристик. Например, в числе отрицательных свойств можно выделить:

  1. Хрупкость – пластиковый корпус уязвим к столкновениям с массивными или острыми предметами, а также очень реагирует на высокие и низкие температуры. От резкого контакта с камнями, бетонными плитами и другими жесткими конструкциями на лодке появляются трещины и царапины, которые впоследствии могут привести к сильному разрушению корпуса. Также негативно воздействует на пластиковое покрытие лодочного корпуса ультрафиолет и мороз: оба эти фактора способствуют образованию трещин. Конечно, производители в России стараются у пластиковых лодок делать достаточно прочную обшивку, но на 100% от ударов и природного воздействия она не защищает.
  2. Предрасположенность к абразивному износу и гидролизу – защитное покрытие корпуса со временем истирается от берегового песка и начинает пропускать воду. Попадание капелек воды для человеческого взгляда не заметно, но под внешним слоем влага будет западать в трещины и скапливаться там, постепенно разъедая стеклопластик изнутри. Процесс пропускания и накапливания влаги носит название «осмос», а само разложение материала под воздействием воды обозначается термином «гидролиз».
  3. Сложности с хранением – в условиях российской зимы обеспечить сохранность судна можно только в отапливаемом и сухом помещении. В противном случае попавшая в корпус влага замерзнет и приведет к механическим повреждениям судна: трещинам, разрывам и образованию полостей.
  4. Токсичность – дешевые лодки из полиэтилена могут иногда отличаться низким качеством исполнения. В таком случае от нового изделия может долго не выветриваться запах пластмасс, вредный для здоровья. Проводить на таком судне много времени крайне не рекомендуется.

Таким образом, почти все минусы пластика связаны с недостаточной прочностью корпуса. Но, справедливо будет заметить, что прочностные характеристики сильно зависят от технологии производства пластиковых лодок. Фирмы-изготовители, которые ценят свою репутацию, стремятся выпускать только высококачественные изделия, прошедшие все проверки и тест-драйвы. А если еще владелец будет достойно ухаживать за своей лодкой и проводить своевременную профилактику, то тогда судну даже никакой гидролиз не причинит ущерб.

Материал для производства пластиковых лодок

Как уже отмечалось, плавательные средства могут изготавливаться из различных компонентов с пластичной основой. В целом же, подобные суда обычно классифицируют на следующие типы:

  • Лодки из углепластика – отличаются повышенной прочностью и высокими ходовыми характеристиками. Углеткани крайне дорогие, поэтому материал этот применяется редко, и по большей части только для изготовления спортивных судов.
  • Стеклопластиковые катера – в основу таких плавсредств положена стеклоткань, соединенная с вяжущими полимерными и эпоксидными компонентами.
  • Полиэтиленовые лодки – маломерные суда, выполненные из разных типов листового пластика с добавлением полиэтилена.

Также стоит отметить, что указанные материалы используются при производстве как в качестве основы корпуса, так и в роли усиливающего слоя.

Виды пластиковых лодок

Кроме классификации по исходному материалу, российские лодки из пластика можно поделить на категории по особенностям конструкции. В таком случае получаются две большие подгруппы.

Бескилевые суда

Простые по конструкции плавсредства, оснащенные плоским дном. Такие лодки отличаются высокой грузоподъемностью и небольшой осадкой, поэтому их очень удобно использовать на пресных водоемах с частым мелководьем. Кроме того, производство бескилевых судов проще и менее затратное, следовательно, стоимость конечного изделия тоже получается ниже.

Обычно бескилевые пластиковые лодки гребные, но встречаются и суда с возможностью установки подвесного двигателя. Чаще всего выпускается плоскодонная пластиковая лодка под мотор 5 л.с., поскольку высоких мощностей судну не требуется: благодаря конструкционным нюансам плавсредство итак легко и быстро выходит на глисс. Правда, при движении на максимальных скоростях ощущаются удары волн о днище корпуса, а также тяжело удерживается стабильный курс. Лодка может вилять, поэтому судоводителю необходимо постоянно контролировать ход движения судна.

Пластиковая лодка с плоским дном

Пластиковая лодка с плоским дном

Килевые лодки

Эти суда отличаются наличием киля, или так называемого «плавника», — дополнительного герметичного отсека, проходящего вдоль днища корпуса. С килем лодки из полиэтилена увеличивают гидродинамические свойства, а также скоростные и мореходные показатели. Судна отличаются большей маневренностью, устойчивостью на воде и управляемостью: по сравнению с «плоскодонками» килевые плавсредства стабильно держат установленный курс. Правда, здесь стоит отметить и то, что киль значительно увеличивает осадку судна. Если сравнить показатели стандартных лодок (до 150 мм) и килевых (до 300 мм), то можно увидеть расхождения почти в 2 раза.

Как правило, килем оснащаются пластиковые моторные лодки, поскольку преимущества «плавника» ощутимы при дальних и длительных водных переходах. Поэтому такие лодки приобретают для выхода на крупные бурные реки, озера с большим волнением и прибрежные акватории морей. При этом подвесной движок уже должен быть довольно солидным, т.е. мощностью не менее 8 л.с.

Лодка Виза-яхт Легант-425
Килевая пластиковая лодка Виза-яхт Легант-425

Какие используются двигатели с пластиковыми лодками

Из композитных материалов суда производят с различными габаритами: от 2, 5 до 8 и более метров. В соответствии с размерами корпуса и техническими характеристиками судна вычисляется и мощность подвесного лодочного двигателя. Выражается этот показатель в количестве лошадиных сил – например, пластиковые лодки оснащаются моторами на 10 л.с., 15 л.с, 30 л.с. и т.д. Важно отметить, что максимальное значение мощности для каждого плавсредства рассчитывает его производитель, и цифры эти обязательно указывают в паспорте лодки. Приобретать мотор с мощностью выше указанного в документах значения нельзя! Это приведет к быстрому износу транца (место крепления двигателя), поломке судна и падению мотора в воду.

Что же касается брендов и характеристик моторов, то с пластиковыми катерами совместимы практически все современные лодочные двигатели. По отзывам, чаще всего владельцы приобретают двухтактные и четырехтактные Yamaha, Sea-Pro, Mikatsu, Honda, Mercury, HDX, Hidea и Parsun.

Как правильно выбирают лодки пластиковые

Чтобы купить подходящее плавсредство и не разочароваться в своем выборе, подойти к покупке нужно ответственно. Для начала следует составить четкие критерии подбора, и поможет в этом следующий список характеристик:

  • Свойства водоемов;
  • Габариты и вес лодки;
  • Конструктивные особенности;
  • Вместимость и грузоподъемность судна;
  • Цена.

Разберем подробнее важность каждого пункта.

Если в вашей местности преобладают мелководные акватории, и расстояние планируется проходить небольшое, то вам подойдет плоскодонная пластиковая лодка под мотор на 5 л.с. Такое судно удобно подойдет для рыбалки и водных прогулок, при этом финансовые затраты будут совсем небольшие. А вот для дальних выездов или походов по крупным рекам лучше приобрести судно с килем, длиной корпуса 4-5 метров и возможностью установки мотора мощностью на 15-40 л.с.

Что касается размеров, вместимости и массы судна, то здесь следует искать «золотую» середину. Если планируются поездки семьей, то необходимо рассматривать варианты с удобным размещением 3-4 человек, и меньше внимания обращать на вес судна. Для рыбалки в одиночку или с напарником подход иной: о комфорте думаешь меньше, чем о проблеме транспортировки лодки к водоему.

Здесь же стоит задуматься о конструкции судна. Важен ли дизайн, наличие крытой рубки и комфортных кресел, или это вопросы второстепенные. Задумайтесь также о типе управления: пластиковые лодки для охоты и рыбалки часто оснащают дистанционным управлением. Причем это не столько дань комфорту, сколько необходимость «высвободить» руки для ловли на удочку или выстрела из ружья.

Не забудьте и о способе перемещения. Например, гребные суда хороши для редких и не длительных поездок, а пластиковые лодки под мотор позволят совершать суточные переходы. Но тут стоит учесть дополнительные траты на горючее и обслуживание двигателя. И так мы подходим к еще одному важному критерию – финансовому вопросу. Определите строгие рамки бюджета покупки и постарайтесь не выходить за них. Обязательно сравнивайте цены на модели, просматривайте предложения о скидках и просчитывайте выгоду от покупки комплектов (лодка+ПЛМ).

Пластиковая лодка с мотором

Лодки пластиковые российского производства

Чтобы понимать, на что ориентироваться, предлагаем немного разобрать отечественное производство пластиковых лодок. Ведь именно российские суда лидируют по продажам на рынке: импортная техника тоже хороша и может в чем-то даже лучше, но приобрести ее себе могут позволить лишь единицы. Поэтому поговорим о наших популярных пластиковых лодках, заслуживших высокие оценки и положительные отзывы потребителей.

Sava

Крупная фирма с собственным производством, расположенным в городе Нелидово (Тверская область). Специализируется на выпуске пластиковых судов различного назначения, поэтому в линейке моделей представлены гребные, парусные, моторные и спортивные лодки, а также каноэ, картопы, катера и водные велосипеды.

Производитель использует собственные технологии, соответствующие стандартам качества и безопасности. Корпуса лодок изготовлены из прочного стеклопластика с основой из полиэфирных смол. Производство осуществляется контактным формованием, при этом обязательно проводится армирование стекловолокном. Для предотвращения коррозионных процессов оковка судна выполнена исключительно из нержавеющих материалов.

Из всего ассортимента фирмы наибольшим спросом пользуются гребные и моторные суда. Весельные лодки выпускают с габаритами от 4 до 5 метров длины и грузоподъемностью до 450 кг. Соответственно, на борту комфортно размещается небольшая семья или рыболовный экипаж из 3-5 человек. Конечно, с полной нагрузкой нужно чтобы гребли несколько человек, но можно и упростить задачу: гребные лодки SAVA позволяют устанавливать ПЛМ на 4-5 л.с. В общем, такая лодка может стать как комфортным прогулочным судном, так и выносливой «рабочей лошадкой».

Также фирма выпускает пластиковые лодки под мотор 10 л.с., 15 л.с. и 20 л.с. Причем в линейке есть как килевые модели, так и плоскодонные, а транцы плавсредств для надежности усилены влагостойкими пластинами из фанеры или древесины. Кроме того, некоторые модели обладают возможностью установки сразу двух ПЛМ. Такое решение повышает функциональность, практичность и универсальность судна.

Гребная лодка Sava
Гребная лодка Sava

Лодка САВА (SAVA) - 420K
Лодка САВА (SAVA) — 420K

Судоверфь «Виза»

Крупное судопроизводство, разместившееся в Свердловской области. Компания занимается выпуском парусных, моторных и весельно-гребных пластиковых лодок, а также располагает линейкой катеров из алюминия. Конкретно в категории лодок из пластика, фирма разрабатывает три направления: Виза-Тортилла, Виза-Нейва и Виза-Легант.

Серия лодок «Тортилла» отличается малыми габаритами, поэтому их можно транспортировать даже на крыше авто. Правда и рассчитаны они на перевозку одного или двух человек. В серии «Нейва» пока представлена одна четырехместная пластиковая лодка под мотор 10 л.с. Судно выделяется тримаранными обводами, придающими высокую устойчивость, невысокими бортами и кокпитом, удобным для спиннинговой рыбалки.

«Легант» – наиболее крупное направление судоверфи. В этой категории представлено более десятка моделей, среди которых есть и простенькие весельные лодки, и пластиковые катера для рыбалки, и даже прогулочные мини-яхты. Причем все суда отличаются надежностью, вместительностью и высокой степенью остойчивости.

Лодка Тортилла-2
Лодка Тортилла-2

Стеклопластиковая лодка Виза Легант
Стеклопластиковая лодка Виза Легант

Мефодий

Многопрофильная компания из Подмосковья, обладающая рядом различных производств. Но сугубо в среде лодочников бренд «Мефодий» – это легкие и непотопляемые полиэтиленовые лодки. У фирмы есть две линейки плавсредств (весельные и моторные), и обе пользуются достаточно высоким спросом. Покупатели ценят лодки Мефодий за качественное исполнение, удобство эксплуатации и доступную стоимость.

Лодки Мефодий
Лодки Мефодий

Отзывы владельцев пластиковых лодок

В своих комментариях пользователи хвалят пластиковые лодки российского производства за маневренность, ходовые качества, удобные габариты и эстетичный внешний вид. В то же время многие не забывают упомянуть и об опасениях за хрупкость пластика: судно стараются аккуратно швартовать и при переноске не волочить по песку. Кроме того, почти все владельцы отмечают, что для хранения лодки потребуется отдельное отапливаемое помещение.


Ссылка на основную публикацию