Яхта «Сила Сибири» — научное судно или яхта депутата


Круг людей, увлекающихся водным транспортом и спортом, довольно узок, но иногда новости о морских судах интересны и широким массам. Особенно, когда о корабле вещают по интернету, телевидению, радио и в печатных СМИ. Последний такой резонансный случай – это «Сила Сибири», яхта Валерия Кокорина, действующего депутата заксобрания Омской области. Осенью 2018 этот лайнер стал героем новостей большинства СМИ, но слава эта оказалась довольно сомнительной, хотя изначально предвещали «Силе Сибири» настоящую патриотическую миссию. Предлагаем изучить историю этого судна подробнее и узнать, что за перипетии выпали на его долю, а также какие перспективы ожидают корабль в ближайшем будущем.

Яхта Сила Сибири

Кем и с какой целью приобретена яхта «Сила Сибири»


История судна начинается с того, что двухматчевый парусник (кеч) был построен на турецкой верфи Aganlar Boatyard в 2012 году, а дизайном проекта занималась студия известного новозеландского творца – Рона Холланда. Долгое время судно простаивало, пока не появился заинтересованный покупатель. И им оказался никто иной, как омский бизнесмен и политик Валерий Кокорин, пожелавший приобрести небольшой люксовый корабль.

По характеристикам яхта длиной в 32,5 м рассчитана на перевоз 14 человек, для размещения которых предусмотрено 4 каюты. Водоизмещение корабля насчитывает 108 тонн, а крейсерская скорость находится в пределах 8-12 узлов.

Интересно, что изначально за элитное судно просили 3,5 млн евро, но в итоге сумма сделки понизилась до 1,6 млн евро. Куплю-продажу на имя российского бизнесмена оформили в марте 2017 года, после чего новоиспеченный владелец сразу дал права на использование яхты научному сообществу. Произошло это следующим образом.

В кругах ученых стали обсуждаться планы по празднованию одного из величайших открытий: освоения Антарктиды. Как известно, открыт материк был 28 января 1820 года русской экспедицией под командованием опытных ученых Лазарева и Беллинсгаузена. Вот к 200-летию празднования этой даты и стал готовиться научный мир. Решено было провести грандиозный по масштабам кругосветный круиз, посетить оба полюса и ровно в день открытия оказаться на берегу Антарктиды.

Не беремся утверждать, что импортную яхту Валерий Кокорин приобретал специально для экспедиции, тем не менее сразу после покупки судно было передано омскому отделению Русского географического общества, где яхту тут же назначили на выход в торжественный круиз и окрестили «Силой Сибири». К слову, наравне с полученным названием рассматривались не менее романтичные и патриотичные варианты «Звезда Сибири» и «Слава Сибири».

Яхта Сила Сибири


Сила Сибири депутата Кокорина

Научный путь «Силы Сибири»

Итак, переданный во временное пользование океанский лайнер депутата Кокорина, начали использовать в научных целях. Капитаном судна назначили опытного морехода Сергея Щербакова, являющегося главой Омского губернаторского яхт-клуба, а в экипаж подобрали квалифицированных специалистов. После чего группа ученных занялась продумыванием юбилейного путешествия.

Маршрут торжественной кругосветной экспедиции

Предполагается, что яхта должна обойти более 20 стран северного и южного полюса, зайти в Антарктиду для проведения юбилейных торжеств, после чего вернуться в родной порт, следуя сходным маршрутом. Расчетная длительность кругосветки составляет 15 месяцев, а на пути следования запланированы остановки на срок от 1 до 5 суток.

Но самое примечательное, что старт похода, назначенный в Омске на 07.07.2019, должен проводится на яхте под названием «Сибирь». Такое решение обусловлено тем, что роскошной «Силе Сибири» в Омск зайти не получится: ее мачты достигают высоты в 30 метров, а под местными мостами могут пройти лишь суда высотой до 15 м. Поэтому часть пути экспедиция пройдет на маломерной «Сибири», а в Салехарде, где остановка запланирована на 1.08.2019, экипаж пересядет уже на просторную и мощную яхту «Силу Сибири».

Из Салехарда маршрут ученых пролегает через северный морской путь и Гренландию, далее Атлантика и южный полюс, после чего проход вдоль берегов Антарктиды, уход на Австралию и обратный путь на Север вновь через Атлантический океан.

Научный путь «Силы Сибири»

Реконструкция и обкатка яхты

Для воплощения такой масштабной идеи требуется надежное судно, поэтому «Силу Сибири» предварительно отправили на прохождение ремонтных работ. Диагностика и сервисное обслуживание судна проводилось в Турции, где яхта находилась почти год. После чего, набравшись сил, научный корабль направил свой ход обратно в российскую гавань.

При этом содержание судна требовало больших затрат, которые не потянуть одному инвестору. Поэтому сотрудники Русского географического общества начали активно искать средства на реализацию проекта, и даже направили заявку на участие в правительственном конкурсе. В итоге президентский грант в размере 10 млн рублей проект выиграл, но перед этим произошло непредвиденное – яхта Кокорина «Сила Сибири» потерпела крушение у берегов Майорки. Случилось это следующим образом.

Трагическое происшествие

За год до назначенного похода, решено было обкатать яхту, чтобы убедится в надежности судна и оценить его ходовые качества. Поэтому после ремонта в Турции корабль отправился через Средиземноморье и Атлантику в Санкт-Петербург. Путешествие проходило отлично, экипаж делился в соцсетях отчетами о походе и планами будущих стоянок. В частности, отмечались высокие скоростные качества и надежная конструкция судна.

Но в октябре «Сила Сибири» встала у о. Пальма-де-Майорка для проведения мелкого ремонта – замены пробитого гидравлического шланга. Ремонтные работы успешно провели и остались на стоянке, прочно закрепив яхту двумя якорями. Однако, ночью поднялся сильный шторм и крепления не выдержали удара стихии: яхту омского депутата выбросило на берег Испании и прибило на мель.

На борту находились 2 члена экипажа, которых эвакуировали спасатели. Судно же снимать с якорей не стали, справедливо опасаясь, что тогда яхту потопит полностью. Члены экипажа всю ночь продежурили рядом с кораблем, охраняя российскую яхту от возможного визита мародеров. А после смены погодных условий осмотром судна занялись специалисты страховой компании, которые оценили нанесенный ущерб и вероятность ремонта.

Крушение яхты Сила Сибири

Что ожидает яхту в будущем

Сразу после случившейся катастрофы российские СМИ пестрели заголовками в духе «миллионер Кокорин потерял яхту», «российское судно встало на мель у Майорки», «яхта омской экспедиции выброшена на побережье Испании» и т.п. Так многие россияне узнали о том, что планировалась масштабная праздничная экспедиция к берегам Антарктиды и проходить она должна была на «Силе Сибири».

Однако, заключение экспертной комиссии показало, что восстановить судно к намеченному графику выезда не удастся. Слишком серьезные повреждения получила яхта от внезапно налетевшей бури. Поэтому дальнейшая судьба «Силы Сибири» на данный момент неизвестна.

Понятно, что средства на ремонт судна омскому депутату выплатит страховая компания, а вот вписать свое имя в историю и приобщиться к научному открытию Валерию Кокорину пока не суждено. Капитан экипажа, Сергей Щербаков, уже заявил, что экспедиция пройдет по запланированному графику, но уже на яхте «Сибирь», которая сейчас проходит срочную реконструкцию и модернизацию.

Все же, хочется надеяться, что восстановленная «Сила Сибири» еще может оправдать свое название, и владелец разрешит использовать судно для других важных проектов.


Ссылка на основную публикацию