ГОСТ на номер на лодку — требования ГИМС, виды номеров, как наносить


Судоходство регламентируется не менее строгими правилами, чем движение сухопутного транспорта. Причем законодательство затрагивает не только регистрацию суден и выдачу прав на управление лодкой, но и выдвигает определенные стандарты к состоянию и внешнему виду плавательного средства. В частности, нормами закреплен строгий размер номера на лодку и формат его оформления, о чем и пойдет речь в сегодняшней статье. Часто в разговорах водомоторников можно услышать такое понятие, как ГОСТ на номер на лодку или катер. И хоть это не совсем верная формулировка, все же ряд правил действительно существует, и несоблюдение данных норм ведет к получению административного наказания. Так что настоятельно рекомендуем ознакомиться с изложенной ниже информацией.

Требования ГИМС и ГОСТ на номер на лодку

Что такое ГОСТ на номер на лодку


Прежде всего хотелось бы поговорить о самом понятии ГОСТ номера на лодку 2020.  В интернете часто встречается подобная формулировка, но мало кто упоминает о том, что она не совсем корректна и вот почему.

Дело в том, что основная законодательная база для хождения на катерах, резиновых и ПВХ лодках, а также мини-яхтах – это правила регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС. Этот документ был разработан российским Министерством Чрезвычайных Ситуаций, и последние правки в него вносились в 2017 году. Данный норматив действителен по сей день, хотя периодически в сети всплывают слухи о разработке нового проекта правил. Так что фактически, под понятием ГОСТа подразумеваются по оформлению номера на лодку требования ГИМС 2020 года. О них далее подробно и поговорим.

В каких случаях обязательно нужно наносить на судно номер

Итак, оформление номеров на лодки, яхты, катера и другие виды маломерного водного транспорта регламентируется требованиями государственной инспекции. А эти выдвигаемые требования, в свою очередь, неразрывно связаны с вопросами регистрации катеров и лодок, а также получения судоводительских прав.

Иначе говоря, если маломерное судно зарегистрировано в ГИМС, то требования к номеру на лодку определенно нужно соблюдать. Если же ваше плавательное средство по уважительным причинам не состоит на учете в государственной инспекции маломерных судов (ГИМС), то вас вопрос оформления бортовых опознавательных знаков никак не касается. Собственно, бортовой номер лодка и получает только в результате постановки на госучет, потому никакой самодеятельности здесь попросту быть не может.

Возможно будет интересно:  Катер Сильвер Фокс 485 – новый взгляд на старые вещи

Так что закономерный ответ на поставленный в заголовке вопрос будет звучать следующим образом:

все внесенные в реестр ГИМС маломерные суда обязаны иметь опознавательные знаки, нанесенные на корпус плавсредства по установленной форме.

А что представляет собой эта самая «установленная форма» и выясним прямо сейчас.

Правила нанесения номера на лодку


Параметры записи бортового номера по требованиям ГИМС

Как уже отмечалось, одновременно с процедурой государственной регистрации маломерному судну присваивается индивидуальный идентификационный номер. Согласно последним стандартам, состоит судовой номер из 11 символов, распределенных следующим образом.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Буквенный код регионального подразделения ГИМС Порядковый номер зарегистрированного маломерного судна

(от 0001 до 9999)

Указание субъекта Российской Федерации. Элементы 7-9 неизменны и в совокупности представляют собой надпись RUS (от международного Russia), а разряд 10-11 призван обозначать порядковый номер конкретного региона страны (по аналогии с автомобильным транспортом).
АК 2708 RUS 55

Отдельно оговаривает ГОСТ размеры номера на лодку или катер. Так, каждый элемент насчитывает не менее 15 см по высоте и 10 см по ширине, при этом толщина линий должна быть на уровне от 1,5-2 см. Полная запись наносится на оба борта судна, причем обязательно цветом, контрастным к окрасу корпуса лодки. Указана в документе и желательная точка размещения номера на корпусе: середина записи должна находиться строго на расстоянии четверти длины судна от форштевня.

Если же ввиду габаритных особенностей указанные требования ГИМС к номеру на лодку выполнить не предоставляется возможности, то под судно разрабатывается индивидуальный формат нанесения номера. При этом точные размеры и место размещения записи вносятся в судовой билет, для чего предусмотрен специальный раздел «Особые отметки».

Здесь также важно упомянуть еще одно требование нормативных актов – обязательное наличие флага страны, в которой зарегистрировано судно. Изначально закон предполагает, что флаг РФ должен размещаться на мачте, флагштоке или другой конструкции, позволяющей закрепить полотно. Однако, подобное размещение могут себе позволить лишь некоторые суда. Поэтому допускается, ввиду конструкционных особенностей, размещать изображение российского флага непосредственно на корпусе судна.

Согласно правилам Государственной инспекции маломерных судов, сразу за идентификационным номером и наносится флаг на борт лодки, причем размеры изображения должны составлять не менее 30х20 см. Опять же, при наличии габаритных ограничений, разрешено индивидуальное изменение указанных размеров с внесением соответствующей информации в раздел «Особые отметки» судового билета.

Само собой разумеется, что бортовой номер и изображение флага РФ должны быть четко видны, для чего в законе так строго и оговаривается формат записи информации. Но все же добавим, что любые нанесенные на лодку, катер, яхту или гидроцикл названия, наклейки, стикеры и другие предметы никак не должны затруднять видимость бортового номера и государственного флага Российской Федерации. Учитывайте этот момент, поскольку неудобочитаемая запись или неверное размещение государственного символа могут привести к оформлению на имя судовладельца административного штрафа.

Нанесение номера на ПВХ лодку

Навигация маломерных судов — когда открытие и закрытие

Как можно нанести регистрационный номер на маломерное судно

Что ж, ГОСТ номера на катер, лодку, яхту или другой тип водного транспорта мы пояснили, теперь хотелось бы добавить пару нюансов непосредственно по способу изготовления и нанесения надписи.

Вообще, предполагают требования ГИМС номер на лодку наносить краской, но маломерное судно тогда может стать проблемным для последующей продажи и перерегистрации. Кроме того, краска может негативно повлиять на корпус и эксплуатационные характеристики плавательного средства. Поэтому, например, на надувную или ПВХ лодку номер чаще наносят с помощью типографской самоклейки, а вот на катера с жестким корпусом запись проще нанести с помощью специального трафарета и водостойкой краски.

Кроме того, большое распространение получили так называемые навесные номера. Они изготавливаются из ПХВ-ткани и по принципу крепления напоминают рекламные баннеры: конструкция фиксируется на борту с помощью обвязок, продетых через люверсы и закрепленных на леерах, уключинах и т.п. Вообще, такие номера считаются запасными и используются при завешивании основных номеров натяжным тентом. Но, изготовленный из ПВХ ткани номер на лодку также можно полностью приклеить и использовать как основной. У сотрудников ГИМС претензий быть не должно, т.к. в таком случае номер станет неотъемлемой частью плавательного средства.


Вот и все стандартные нюансы, которые должен знать судовладелец при оформлении бортового номера судна. Удачных выходов на воду и ни хвоста, ни чешуи!

Другие статьи по теме

Другие статьи по теме

Ссылка на основную публикацию