Права на лодку: как оформить, категории прав и размер госпошлин


Приобрести собственное плавсредство сегодня нетрудно: достаточно обратиться в любой специализированный магазин, и продавцы-консультанты быстро помогут подобрать под ваши требования лодку, катер или гидроцикл. Однако, не стоит забывать, что управление водным транспортом регламентируется российским законодательством, а значит для выхода на воду могут потребоваться права на лодку. Как их оформить, сколько это будет стоить и всем ли вообще нужны права для управления лодкой – узнаем в сегодняшней статье. Рассмотрим требования законодательства, порядок оформления документов и ответственность за вождение водного транспорта.

Права на лодку

Что такое права на управление маломерными судами


Контроль и надзор за перемещением по водным акваториям осуществляет государственная инспекция маломерных судов. В ее юрисдикции регистрация и техническое освидетельствование транспортных средств, выдача судовых билетов, а также проведение экзаменов для получения права на управление водным транспортом. ГИМС структурно причислен к МЧС РФ, однако является полноправным самостоятельным властным органом.

Право управления маломерными судами это официально зарегистрированный государственной инспекцией маломерных судов документ, подтверждающий разрешение на управление маломерными плавсредствами. Наличие такого удостоверения свидетельствует о том, что владелец транспортного средства обладает достаточным уровнем теоретических и практических знаний, необходимых для эксплуатации маломерных суден. Выдача такого документа разрешена лицам старше 18 лет, по состоянию здоровья допущенным к управлению плавсредствами.

По сути права на катер, лодку или гидроцикл – это ровно то же самое, что и автомобильные права. Только помимо разрешенной категории транспорта, в удостоверение судоводителя маломерного судна также проставляется пометка об акватории использования данного ТС. Но этот момент мы подобно разберем чуть позже.

Государственная инспекция маломерных судов ГИМС

Государственная инспекция маломерных судов ГИМС

Когда требуются права на катер

Если говорить о том, нужны ли права на лодку, катер или права на гидроцикл, то здесь нельзя ответить однозначно. С одной стороны, законодательная база строго предписывает обязательное наличие прав на управление катером, зарегистрированным в реестре ГИМС. С другой стороны, регистрация в этом самом реестре обязательна не для всех типов судов.

Так, освобождены от данной процедуры судна общей массой (вместе с мотором) не более 200 кг и/или с мощностью двигателя не превышающей 10,88 л.с. А раз такие маломерные суда не подлежат регистрации, то для них и никакие водительские права не нужны. Но опять же, если вы оснащаете свою моторную лодку мощными подвесными двигателями или масса судна с мотором превышает 200 кг, тогда и регистрация обязательна, и нужны права на лодку.

Таким образом, следуя букве закона, судоводитель маломерного судна обязан обратиться за получением прав в следующих случаях:

  1. Мощность установленного на плавсредство двигателя превышает значение в 10, 88 лошадиных сил (для электромоторов разрешен порог до 8 кВт);
  2. Вес транспортного средства превышает 200 кг. При этом за массу укомплектованного судна берется не значение, указанное в паспорте ТС, а замеренный вес судна с установленным мотором и полным комплектом установленного на борту оборудования.
  3. Приобретено судно спортивного парусного типа без двигателя, но с длиной корпуса более 9 метров.

Таким образом, если купленное плавсредство подходит под перечисленные параметры, придется сдать теоретический и практический экзамен на право управления надводным транспортом. В остальных случаях для владельцев маломерных суден необходимости получения прав нет.

Виды прав на лодку

Виды прав и типы судов, на которые распространяются права

Маломерные судна – это разновидность плавсредств с длиной корпуса не более 20 метров и вмещающих на борт до 12 человек. Кроме того, мощность установленного стационарного двигателя не должна превышать значение в 75 л.с., иначе данное ТС фактически относится уже к другому классу суден.

При этом заметим, что для подвесных моторов параметр максимальной мощности абсолютно не ограничен.

По типу двигательного механизма и конструкционным параметрам класс маломерных суден подразделяется на несколько разновидностей транспортных средств. Соответственно, ГИМС выдает права на управление водным транспортом следующих категорий:

  • Гидроцикл;
  • Моторное судно;
  • Парусное судно;
  • Парусно-моторное судно;
  • Судна специфичной (индивидуальной) конструкции.

Так, например, чтобы завершить обучение вождению катера и получить лодочные права, достаточно успешно сдать теорию и практику по моторным суднам. Для управления яхтами потребуется категория парусных суден. На водный мотоцикл права в России тоже нужны, и подтверждаются они штампом, проставленным в строчке «гидроцикл».

Но зачастую морские права на маломерные суда имеют отметки сразу в нескольких категориях. При этом в удостоверении, которое получает капитан маломерного судна, четко прописано, что управление транспортными средствами разрешено исключительно в некоммерческих целях.

Типы судов, на которые нужны права

Воды, на которые распространяются права ГИМС

Помимо различных транспортных категорий, получение прав на управление маломерным судном еще и подразумевает эксплуатацию плавсредства в определенных акваториях. На сегодняшний день водное пространство Российской Федерации территориально разделено по следующим критериям:

  1. Внутренние пути (ВП) – речные и озерные акватории, официально не предназначенные для судоходства.
  2. Внутренние водные пути (ВВП) – судоходные реки, при перемещении по которым капитан маломерного судна строго соблюдает правила судоходства и использования маломерных судов.
  3. Морские пути (МП) – внутренние морские воды и территориальные моря Российской Федерации, а также ряд крупных озер, при хождении по которым действуют правила мореходства. Например, Байкал, Онежское и Ладожское озера. Кроме того, данный район плавания включает в себя морские прибрежные воды с удалением от берега до 20 миль.

Это все, что касается теоретической информации о правах на управление маломерными судами. Теперь перейдем к практической стороне вопроса получения документов. Итак, разберем, что нужно представить ГИМС, чтобы управлять катером, гидроциклом или лодкой на законных основаниях.

Как получить в ГИМС права на лодку, катер или гидроцикл

Выше мы рассказали о том, должны ли быть права на лодку и что за информация в них указывается. Теперь же разъясним, что конкретно необходимо сделать, чтобы получить права на управление маломерным судном.

Порядок получения «морских прав» сходен с курсами любой автошколы и последующим экзаменом в ГИБДД. Вкратце процедура оформления прав состоит из нескольких этапов.

  1. Для начала необходимо пройти обучение в специализированной школе.
  2. Затем нужно подтвердить свои знания, сдав теорию и практический экзамен на право выходить в море, озеро или реку.
  3. В случае успешного прохождения обучения, кандидатом представляется в ГИМС пакет документов с заявлением о получении прав.
  4. После рассмотрения заявки и повторного экзамена региональным отделением государственной инспекции выписывается удостоверение на право управления маломерным судном. С этого момента вы становитесь законным судоводителем.

Но для того, чтобы сделать эти 4 простых с виду шага потребуется довольно много времени и сил, особенно если не знать куда обращаться и какие документы оформлять. Поэтому мы составили подробную инструкцию о том, как получить права на водный транспорт, и предлагаем ее вашему вниманию.

Где проходит обучение на права ГИМС

Теоретическая и практическая подготовка судоводителей маломерных судов осуществляется специализированными организациями, получившими лицензию на данный вид деятельности. Подобная школа есть во всех городах, где расположены подразделения ГИМС.

На освоение теоретической базы и наработки практических действий учащимся выделяют 1 месяц. В ходе обучающего курса кандидаты получат представления о таких вещах, как:

  • Правила плавания и безопасности людей на водных объектах;
  • Устройство маломерного судна;
  • Акватория вод РФ;
  • Гидрометеорология;
  • Основы радиосвязи;
  • Такелажное дело и др.

По завершению учебы каждый ученик обязан сдать внутренние экзамены по теории и практике. При этом практические занятия разрешено проводить только в период навигации.

При условии успешной сдачи, учащемуся выдается сертификат о прохождении курсов, который в дальнейшем представляется в ГИМС, чтобы получить права на лодку. Стоимость обучения зависит от категории транспорта. В среднем цены начинаются от 10 000 рублей и доходят до 20 000 рублей за курс.

Форма обучения

Курс обучения для получения прав на лодку обычно проводят в формате групповых занятий (как в автошколе). Но также допускается дистанционная форма обучения и сдача экзамена для получения прав на вождение водного транспорта экстерном. Для этого на имя главного инспектора ГИМС в регионе пишется соответствующее заявление, и кандидату выдают материалы для самостоятельного обучения.

После завершения курса, в назначенный экзаменационный день обучающиеся дистанционно приходят в школу, где вместе со всей группой сдают теоретический и практический экзамены. При положительной оценке знаний, школа выдает свидетельство об окончании курсов и направление в ГИМС, где кандидаты в судоводители оформляют на маломерные суда права.

Какие документы потребуются для обучения

Удостоверение на управление маломерным судном может быть выдано только гражданам РФ, достигшим 18-летнего возраста, а также годным по состоянию здоровья. Поэтому для записи на обучающие курсы по вождению водного транспорта потребуется представить следующий пакет документов:

  • Гражданский паспорт;
  • Фотографии формата 3х4 в количестве 3 штук;
  • Справку о медицинском освидетельствовании, подтверждающую допуск к управлению маломерными суднами по состоянию здоровья.

К слову, зачастую условия для прохождения медицинского осмотра созданы на самой учебной базе. В противном случае медкомиссию можно пройти по месту жительства.

Отметим, что это только требования спецшкол. В государственной инспекции маломерных судов получение удостоверения на право управления маломерным судном связано с еще одним пакетом документов.

Какие документы необходимы для сдачи экзамена в ГИМС

Успешно закончить обучение в школе – это еще не значит получить право управления маломерным судном. Для оформления удостоверения судоводителя государственного образца необходимо обратится в инспекцию маломерных судов, которая и занимается выдачей прав на лодку. При этом в ГИМС необходимо представить следующие документы:

  1. Удостоверение личности (паспорт РФ);
  2. Две цветные или ч/б фотографии формата 3х4;
  3. Медицинскую справку о допуске к вождению водного транспорта;
  4. Документ об успешно пройденной аттестации судоводителей (свидетельство, выданное спецшколой, или диплом об окончании учебного заведения по специальности «судовождение» или схожей с ней).

Одновременно с подачей документов в ГИМС проводится регистрация заявления на выдачу удостоверения капитана маломерного судна и прохождение экзамена.

Виды экзаменов

Чтобы получить права на маломерное судно нужно сдать внутренние (в спецшколе) и внешние (в ГИМС) экзамены. Для прохождения экзамена в госинспекции граждан вызывают после регистрации заявления и проверки достоверности представленных документов. Сам экзамен проходит в два этапа.

Сперва проводится проверка теоретических знаний. По формату проведения процедура похожа на обычный студенческий экзамен: все проходят в класс, заполняют бланк с паспортными данными, и вытягивают билет. При этом билеты поделены по следующим категориям:

  • моторное судно (лодка, катер);
  • парусное судно;
  • гидроцикл;
  • судна особой конструкции.

Так что, если вы хотите оформить сразу несколько категорий, то на каждый билет отвечать придется отдельно.

Чтобы официально получить право управлять моторными лодками или катерами экзаменуемый должен ответить на 10 вопросов, а для получения прав на гидроцикл – на 8 вопросов. Для успешной сдачи экзамена разрешается допустить не более 1 ошибки. При этом полнота ответов и общая компетенция учащегося в вопросе судовождения оценивается членами профессиональной комиссии.

После теоретической части претенденты на получение прав еще должны доказать свои знания на практике. Для этого выделяется катер учебный и проводится экзаменационный выезд. В этой части ничего сложного нет, особенно если самостоятельно управлять судном для вас не впервой.

После успешной сдачи инспектор вносит граждан в список на оформление прав, и оглашает предварительные сроки ожидания документов. Если же экзамен был сдан неудачно, то кандидатам предоставляется возможность пересдачи. Правда дата будет назначена не ранее, чем через неделю после проведенного экзамена.

Важно отметить, что за оформление удостоверения взимается государственная пошлина, без квитанции об оплате которой регистрация документов не производится.

Госпошлины за маломерное судно

Когда обучение на управление маломерными судами пройдено и все экзамены успешно сданы, остается только оплатить оформление документов. На 2019 год водительское удостоверение на право управления водным транспортом облагается госпошлинами следующей стоимости:

  1. Выписка удостоверения – 1300 рублей.
  2. Внесение изменений в уже полученное удостоверение – 350 рублей.
  3. Выдача дубликата взамен утерянного или утраченного документа – 1300 рублей.
  4. Замена устаревших документов – 650 рублей.

Квитанцию о совершенной оплате следует приложить к пакету документов. Далее остается только дожидаться выдачи удостоверения. Как правило, выписка и регистрация судоводительских прав занимает от 7 до 10 дней. После получения документа тщательно проверьте все графы:

  • Правильность нанесения серии и номера;
  • Корректность персональных данных;
  • Наличие штампов допуска на всех сданных категориях;
  • Верное указание реквизитов органа, выдавшего права.

Вместе с готовыми документами вам вернут медсправку, заявление и сертификат о прохождении обучающих курсов. Важно сохранять все эти бумаги, т.к. в случае утраты или порчи прав, восстановить удостоверение можно лишь на основании этих свидетельств.

Ответственность водителей маломерных судов

Владелец транспортного средства за эксплуатацию судна несет полную административную ответственность. При этом законодательные акты и постановления предписывают ряд ограничений, и в том числе запрещено:

  1. Управление судном без свидетельства, подтверждающего право на вождение (судоводительское удостоверение).
  2. Использование транспортного средства, не прошедшего госрегистрацию (при наличии у ТС параметров, предписывающих обязательную регистрацию).
  3. Управление судном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  4. Превышение установленного скоростного режима.
  5. Опасное маневрирование поблизости от мест массового скопления людей (пляжи, гавани, причалы и т.п.).
  6. Возложение функций судоводителя на лицо, не имеющее прав на вождение маломерных судов.
  7. Управление судном без нанесенных бортовых знаков, а также намеренная маскировка или порча опознавательной маркировки.
  8. Вхождение в закрытые акватории без соответствующего допуска.
  9. Переоборудование транспортного средства без полученного от ГИМС разрешения.

Невыполнение административных требований влечет за собой наступление ответственности. Мелкие правонарушения облагаются штрафами от 300 до 500 рублей. К ним относятся нарушения правил плавания, превышение скорости, стоянка в запрещенных местах и т.п. Причем на первый раз инспекторы могут ограничиться простым предупреждением, а вот неоднократное совершение правонарушений обернется лишением прав на срок до полугода.

Ряд проступков карается более строгими санкциями. Например, штраф за управление лодкой без прав оценивается в 1-1,5 тысячи рублей. Также штраф за езду на лодке, которая или не зарегистрирована, или не прошла техосмотр, или имеет испорченные бортовые номера составляет от 500 до 1 500 рублей за единичное нарушение. А управление судном в состоянии опьянения и вовсе грозит лишением прав на срок до 2 лет. К слову, такие же санкции предусмотрены и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.

По факту выявленного нарушения инспекторы ГИМС составляют соответствующий протокол, который в дальнейшем направляется в суд. Рассматривание дела, как правило, по времени занимает до 2 месяцев. При этом судовладелец, если он не согласен с предъявленными требованиями, может опротестовать протокол во время судебного заседания.

Срок действия прав ГИМС

Полученное удостоверение, подтверждающее право управления маломерными судами, действительно в течение 10 лет со дня выдачи. По истечении этого времени просроченные права на судовождение маломерного судна заменяются новым удостоверением, при этом судоводитель уплачивает госпошлину за обмен документов в размере 650 рублей.

При утере или порче документов, на права вождения катера, лодки или гидроцикла также оформляется замена. Но при этом с судовладельца уже взимается плата в 1300 рублей, что в денежном эквиваленте равносильно пошлине за выдачу нового удостоверения. Также стоит учесть, что для восстановления водительских прав потребуется свидетельство об окончании курсов судоводителей и первое заявление на получение прав ГИМС.

На этом всё. Теперь вы знаете кому нужны права на лодку или гидроцикл, как их получить, а также какую ответственность несет судовладелец за эксплуатацию плавсредства. Оформляйте документы правильно, и тогда никакая проверка от инспекции маломерных судов вам не будет страшна.

Попутного ветра и увлекательных поездок по морским просторам!


Ссылка на основную публикацию