В каком случае нужны права на лодку с мотором — порядок получения


Кто ж из владельцев водного транспорта не любит прокатиться по водоему с ветерком теплой весной, а тем более жарким летом. Но для таких поездок требуется не только мощный движок и уверенное управление лодочным мотором – также скоростные суда подлежат обязательной государственной регистрации, а их владельцы должны получить специальные права на лодку с мотором. Игнорирование этих требований и выход на водоем без документов приравнивается к нарушению действующего законодательства, и соответственно, карается со всей предусмотренной правовыми нормами строгостью. Поэтому, чтобы не получить нежелательные взыскания, предлагаем разобраться в правовых нюансах и узнать, как оформляются права на управление моторным судном.

Кому нужно получать права на лодку с мотором


Начнем собственно с определения требований, которые выдвигает российское законодательство по отношению к судовладельцам, и выясним, на какую лодку нужны права и регистрация.

Итак, согласно правовым нормам, приобретенное плавсредство необходимо обязательно поставить на государственный учет при условии, что с судном используется подвесной лодочный мотор мощности от 10, 88 л.с. (8 кВт) и общая масса оборудованной лодки насчитывает более 200 кг. Отметим, что для определения веса лодки в расчет берется паспортная масса корпуса с оборудованием + максимальный вес ПЛМ.

И двигатель, по усмотрению инспектора, могут тоже учесть не фактически установленный, а максимально допустимый по характеристикам, указанным в паспорте ТС. Разберем такой случай на примере. Допустим, на надувной ПВХ лодке стоит мотор на 8 лошадиных сил, следовательно, по закону такой двигатель не нужно регистрировать. Однако, в паспорте указано, что для данного судна разрешена установка ПЛМ до 15 л.с., значит теоретически такое судно можно признать подлежащим регистрации. А раз надувную лодку с мотором нужно регистрировать, то и владелец должен документально подтвердить свои навыки управления судном, т.е. получить так называемые «морские права».

Таким образом, встать на госучет и оформить права на управление моторной лодкой обязаны судовладельцы плавсредств массой от 200 кг или с установленным ПЛМ мощностью свыше 10, 88 л.с. Откровенного говоря, под эту категорию попадает большинство рыболовецких и прогулочных лодок. Исключением являются разве что малогабаритные ПВХ судна, рассчитанные на 1-2 человек, и использующие движки на 3-5 л.с., для которых регистрация лодочного мотора необязательна.

Всем остальным лучше избежать неприятностей с законом и оформить документы заблаговременно. А о том, как получить права на лодку с мотором, поговорим в следующих разделах.

Где выдают лодочные права

Для регистрации мотолодки или другого водного транспорта, а также получения прав необходимо обращаться в Государственную инспекцию маломерных судов (ГИМС). Региональные отделения организации представлены во всех крупных и средних городах, так что с поиском офиса проблем быть не должно.

Но, если вы совсем новичок в водном деле и ваше управление лодочным мотором недостаточно хорошо, то есть смысл предварительно обратиться в специальную школу судовождения. Такие организации тоже довольно распространены, а при сильной удаленности школы от места жительства можно воспользоваться дистанционным или заочным курсом обучения.

Порядок получения прав на лодку с мотором

Итак, мы выяснили, какая надувная лодка с мотором подлежит регистрации, и на какой лодочный мотор не нужны права. Да, не на каждое маломерное судно требуют права государственного образца, но здесь есть один нюанс. Заядлый рыбак вряд ли будет довольствоваться все время надувной лодкой со слабым мотором, и в конце концов сменит движок. А более чем 10 «лошадкам» уже обязательны и получение прав, и постановка на госучет.

Поэтому при наличии времени и средств лучше заранее официально подтвердить свое опытное управление моторной лодкой и сдать на права экзамен в ГИМС, чем кататься без регистрации прав, а затем сменить лодочный мотор и спешно оформлять все бумаги. Итак, рассмотрим поэтапно, как проходит эта процедура.

Предварительный этап

Прежде чем обращаться за оформлением документов, необходимо научиться правильно управлять моторным судном. Если вы «на воде» уже давно и ощущаете себя вполне уверенно, то можно пропустить этот шаг и сразу отправиться в ГИМС. Необходимо будет написать на имя инспектора заявление о сдачи экзамена экстерном и ждать назначенного дня.

А вот совсем новичкам предварительно нужно пройти обучающий курс в отдельной школе. Дело в том, что государственная инспекция судов ведает правами на маломерное моторное судно, но обучение не проводит. Инспекторы проверяют теоретические знания кандидата об устройстве судов и правилах судоходства, а также практические умения по маневрированию плавсредством и управление лодочным мотором. Чтобы всему этому научиться и получить свои права на моторную лодку, новичок должен обратиться в речную школу. Как правило, стоимость посещения курсов судовождения колеблется в пределах 10 000 – 20 000 рублей, в зависимости от программы занятий и места прохождения практики.

В школе за месячный курс учащиеся изучают в теории и на практике правила судовождения, особенности моторной техники, акватории плавания и многое другое. По окончанию учебы вся группа сдает внутренние экзамены, и те, кто прошел испытания на положительную оценку, получают свидетельство об успешном завершении курса судовождения. А уже после получения диплома можно смело обращаться в ГИМС и оформлять государственную лицензию на вождение моторной лодки.

Подача заявления и документов

Итак, успешно освоив теоретическую базу и практическое управление лодочным мотором, отправляемся в районную инспекцию маломерных судов с предварительно подготовленным пакетом документов. Он включает следующие бумаги:

  • Удостоверение гражданина РФ (паспорт);
  • Свидетельство об аттестации судоводителя, выданное после завершения обучающего курса в спецшколе;
  • Медсправка, подтверждающая допуск к вождению маломерного судна по состоянию здоровья;
  • Две фотографии формата 3х4.

Отметим, что медицинскую справку для прав на вождение лодки обычно оформляют во время обучения в школе, но если такая услуга не была предоставлена, то документ можно легко получить в поликлинике по месту жительства.

Кроме того, в то время, как инспектор ГИМС регистрирует обращение и проверяет соответствие представленных документов, необходимо заполнить форму заявления. Для этого заявителям предоставляется уже заполненный бланк-образец, так что процедура не вызывает трудностей и занимает от силы 5 минут времени. После регистрации обращения на выдачу прав для управления моторной лодкой сотрудник назначит дату и время проведения экзамена в ГИМС.

Сдача экзамена

Помимо внутреннего экзамена в речной школе, чтобы получить права на лодку с мотором, потребуется сдать еще один дополнительный экзамен уже в госинспекции. Он также состоит из двух частей: теории и практики.

Для начала кандидатов проверяют в теоретической подготовке. Для проверки знаний предусмотрены стандартные экзаменационные билеты, распределенные по транспортным категориям:

  • управление моторной лодкой;
  • вождение гидроцикла;
  • выход на парусных судах;
  • использование судна специфичной конструкции.

Соответственно, для сдачи на вождение «моторки» учащимся раздадут билеты из первой категории. Экзамен будет засчитан при условии, что кандидат ответит верно минимум на 9 из 10 представленных в билете вопросов. Отметим, что полнота раскрытия и грамотность ответа оцениваются решением комиссии.

Тех, кто успешно справился теорией, ждет управление лодочным мотором и судном на практике. Эта часть сдается в отдельно выделенный день. ГИМС предоставляет кандидатам в судоводители свой учебный катер, и каждый по очереди демонстрирует свои навыки вождения, а заодно и знание устройства маломерного судна. Корректность действий и маневров здесь уже оценивает непосредственно сотрудник ГИМС. В целом экзамен не сложный, тем более что перед ним новички проходили аналогичные испытания в школе судоходства.

Итак, при условии успешной сдачи обеих частей, инспектор вносит ваше ФИО в список претендентов на выдачу прав. Далее необходимо оплатить государственную пошлину и ожидать срока готовности документов. Если же с практическим или теоретическим испытанием вы не справились, то в ГИМСе назначат дату для пересдачи экзамена.

Выдача удостоверения

После сдачи экзамена необходимо оплатить государственную пошлину за выдачу документов. На 2019 год ее размер для водительского удостоверения на лодку с мотором составляет 1 300 рублей. Чек о проведенной оплате обязательно прикладывается к пакету документов заявителя (заявление, фотографии, паспорт, аттестация). В случае непредставления квитанции о подтверждении платежа вы рискуете остаться без прав, т.к. оформление документов будет приостановлено.

Внимательным нужно быть и при получении государственного удостоверения судоводителя. Сразу проверьте правильность внесения в карточку личных данных, наличие отметки на категориях и правильность реквизитов органа, выдавшего документ. При обнаружении ошибки следует тут же указать на нее инспектору. В противном случае, внесение изменений в уже полученные документы будет оплачиваться отдельно. Размер такой пошлины составляет 350 рублей.

Также отметим, что судоводительские права ГИМС действуют в течение 10 лет. По истечении этого срока необходимо обратиться в инспекцию для выдачи нового удостоверения. Процедура также облагается госпошлиной, но уже в размере 650 рублей. А за утерю прав на лодку и оформление дубликата начисляется штраф, равный полной стоимости выдачи удостоверения, т.е. по состоянию на 2019 год эта сумма составляет 1 300 рублей.

По срокам выдача документов занимает от 7 до 10 дней. При возникновении каких-либо дополнительных нюансов дату выдачи могут отложить, но в таком случае вы будете проинформированы инспектором заранее. Вместе с правами «на руки» вернут представленный пакет документов, и его тоже следует сохранить, т.к. при необходимости он поможет восстановить утерянное удостоверение.

Итак, на вопрос нужны ли права на лодку владельцам ПВХ и резиновых суден, мы бы ответили однозначно «да». Конечно, официально подлежат регистрации лодочные моторы мощностью более 10, 88 л.с. и лодки с массой более 200 кг, но заблаговременное оформление документов никогда не помешает. Тем более что заядлые водомоторники частенько любят заниматься тюнингом судна и использовать подвесные лодочные двигатели высоких мощностей для скоростных поездок.

Удачи и только попутных ветров!


Ссылка на основную публикацию