Поговорка «Старый друг лучше новых двух» актуальна и по отношению к вещам. Ведь немало случаев, когда изделия прошлых годов надежнее и сильнее по характеристикам, чем новейшие модели. Один из ярких примеров: моторная лодка «Крым», технические характеристики которой позволяют ей выступать на равных с современными суднами, а в чем-то даже и превосходить их. До сих пор на эту алюминиевую лодку большой спрос, хотя официальное производство давно закрыто. Тем не менее многие покупают б/у судна, тюнингуют их и получают функциональное плавсредство с современным дизайном. А о том, стоит ли совершать такой шаг и насколько характеристики «Крыма» действительно хороши, обстоятельно поговорим в сегодняшнем материале.
Содержание статьи
Немного о лодке «Крым» и ее модификациях
Впервые эскиз данного судна был продемонстрирован широкой публике в 1969 году, когда талантливый инженер В. Нелипа представил на конкурс маломерных судов свой проект. Главный приз он не забрал, но получил премию и заинтересовал крупных судостроителей. Поэтому уже в 1970 году мотолодка «Крым» попала на конвейер судостроительного завода «Кама» (г. Пермь). Позднее выпуском судна наряду с Пермью занималась верфь в г. Хабаровск, а также было разработано пару модификаций, но об этом расскажем чуть позже. Сейчас же предлагаем узнать, какими характеристиками и особенностями наделена оригинальная моторная лодка «Крым».
Дизайн лодки и основные нюансы конструкции
Корпус судна выполнен из сплава алюминия с магнием (АМг5), обеспечивающего прочность и износостойкость лодки. Швы деталей обработаны сварочным методом, но для малой части соединений также используется клепка. Кроме того, следует отметить штамповку листовых частей и метод сборки «внакрой». Обшивка выполнена из металлического листа толщиной в 1,5 мм на корпусе и в 2 мм у днища. При этом лодка «Крым» отличается удобными размерами и малым весом.
Так, длина и ширина лодки «Крым» составляет 4,2 м и 1, 6 м соответственно. Примечательно, что размеры корпуса «Крыма» можно уменьшать, т.к. конструкционно катер составлен из 4 секций. При желании можно разобрать корпус и устранить одну-две секции, таким образом уменьшив общие габариты судна. Но чтобы соединить детали заново потребуется аргоновая сварка, которой обрабатываются алюминиевые листы. Так что такой тюнинг возможен, но ввиду высокой трудоёмкости редко применим.
Если же говорить о том, сколько весит лодка «Крым», то здесь все тоже довольно приятно. Учитывая, что корпус сделан из прочного металлического сплава, а габариты довольно обширные, масса катера невелика. Так, собственный вес лодки «Крым» вместе с установленным оборудованием составляет всего 190 кг, что позволяет легко управляться с судном при транспортировке, посадке на мель и в других ситуациях. При этом грузоподъемность судна рассчитана на 400 кг, чего достаточно для перевозки 4 пассажиров и дополнительного груза.
И, наконец, дизайн лодки отличается цветовым многообразием. До уровня привального бруса лодку «Крым» покрывали краской красных оттенков, а борта и днище выделяли ярким желтым цветом. Изнутри металлический корпус обычно обрабатывали серой эмалью с отливающими светло-голубыми тонами. Также довольно распространено было исполнение корпуса в зеленых оттенках и стиле «хаки». Сегодня же каждый владелец может с легкостью оформить дизайн судна на свой вкус, так что этот критерий выбора уже мало актуален.
Отличительные особенности лодки «Крым»
По назначению данная модель универсальна: моторный катер «Крым» подойдет и для прогулок, и для скоростных заездов, и для рыбалки с охотой. С минимальным весом катер передвигается со скоростью 36 км/ч, а при полном «загрузе» средняя скорость понижается до 30 км/ч. Перемещаться на судне можно по рекам, озерам и прибрежной морской линии, но только если высота волны не достигает 0, 75 м (волнение до 3 баллов), а расстояние ухода от берега не превышает 3 км. Такие ходовые характеристики лодки «Крым» обеспечены габаритами и продуманным строением судна. При разработке лодки инженеры руководствовались следующими принципами:
- Ставка на повышенные прочностные свойства материалов.
- Поиск идеального соотношения длины и ширины корпуса.
- Легкость и надежность управления.
- Максимально полезное использование пространства кокпита.
- Удобство нахождения пассажиров на судне.
Под эти цели проводилось тщательное проектирование всех составляющих корпуса, и в том числе много внимания уделяли прочности днища.
Дно катера укреплено штампованными шпангоутами, а дополнительную жесткость придает сборка шпангоутов со стрингерами смешанным методом. Кроме того, корпус имеет специальные обводы, выпукло-килеватые формы которых придают лодке повышенные гидродинамические свойства. Вкупе с широким брызгоотбойником, расположенным к бортам под углом 90°, эти детали обеспечивают высокую скорость судна и минимизируют тряску, колебания, сбив курса и попадание брызг на палубу.
Носовая часть судна запалублена и декоративно оформлена ребрами жесткости. Кокпит открытый, но от брызг его защищает ветровое стекло с бортовыми щитками. Пространство кокпита насчитывает 2, 05 м длины и 1,3 м ширины, что позволило удобно разместить панель управления и сделать просторные и экономные пассажироместа. Так, кресла водителя и пассажира оборудованы откидными спинками и поворотным механизмом, а кормовой диван представляет собой «крышку» багажного отсека. На лавке удобно размещаются 2-3 человека, при этом под скамьей предусмотрено места для перевозки лодочного мотора. Все сиденья съемные и при необходимости можно разместить их на пайоле, оборудовав широкое спальное место на 2-3 человек.
И к слову о моторах. «Крым» оснащен дистанционным рулевым управлением, позволяющим легко запускать мотор, маневрировать и быстро останавливать лодку. Под двигатель предусмотрен транец, отделенный от кокпита водонепроницаемой переборкой. Причем и переборка, и транец оснащены водосливными клапанами, которые можно открывать и при движении лодки. Рядом с перегородкой находится уже упомянутый отсек, предусмотренный для хранения мотора в положении «поперек».
Также следует упомянуть пенопластовые блоки плавучести, закрепленные под носовой и кормовой частями «Крыма». Они позволяют лодке ровно удерживаться на плаву при обильном подтоплении. Крайне запрещено вынимать блоки перед выходом на воду, т.к. это приведет к неустойчивости и риску переворота судна.
Остается добавить, что в комплекте с лодкой покупатель получал навесной тент, комплект сланей, 2 весла, запасные блоки плавучести и другие компоненты. Конечно, если б/у катер «Крым» прошел не через одни руки, большинство аксессуаров наверняка утрачено, но ввиду масштабности производства оригинальные комплектующие можно и сейчас найти на вторичном рынке. Впрочем, также можно легко заменить их и на современные материалы.
Вот за такие отличительные черты, данное судно и полюбилось многим еще со времен первого выпуска 1970-ого года. Позднее конструкцию продолжали улучшать, и в итоге за период с 1970 по 1992 г.г. мотолодка «Крым» выпускалась в трех вариантах. Существовала даже четвертая модификация, но ее в широкое потребление выпустить не успели. Итак, поговорим подробно о трех версиях этого знаменитого судна.
Лодка «Крым» – технические характеристики моделей
Начнем обзор с того, что ознакомимся с техническими характеристиками лодок «Крым» различных модификаций, а затем определим их основные различия.
Лодка «Крым (1)»
1. Материал корпуса | Алюминиево-магниевый сплав АМг5 |
2. Сборка | Сварочный метод + клепка (8%) |
3. Габариты | Длина наиб. 4, 2 м |
Ширина наиб. 1, 6 м | |
Длина кокпита 2, 05 м | |
Ширина по скуле (мидель) 1, 28 м | |
Ширина по скуле (транец) 1, 36 м | |
4. Высота | Борта на миделе 65 см |
Габаритная корпусная (без стекла) 72 см | |
Транец 39 см | |
Надводный борт (полное водоизмещение) 36 см | |
5. Масса и водоизмещение | Собственный вес 170 кг |
Вес с оборудованием и снастями 190 кг | |
Грузоподъемность 400 кг | |
Водоизмещение 515 кг | |
6. Пассажировместимость | 4-5 человек |
7. Максимальная мощность ПЛМ | До 30 л.с. |
Лодка «Крым М»
Эта модель выпускалась Пермской «Камой» с 1980 года, в то время как Хабаровск продолжал выпускать оригинальную версию судна. От алюминиевого катера «Крым» 1 лодка «Крым М» отличается совсем немногим. У модели «М» более мощные шпангоуты и расширенная панель оборудования, в связи с чем вес судна со снаряжением увеличился до 195 кг. В остальном технические параметры остались прежними.
Лодка «Крым 3»
А это кардинально усовершенствованная модель знаменитого судна, предназначенная в основном для семейных прогулок на воде. Соответственно, лодка «Крым 3» технические характеристики имеет немного другие.
1. Материал корпуса | АМг5В |
2. Сборка | Сварочный метод + клепка (8%) |
3. Габариты | Длина наиб. 4, 7 м |
Ширина наиб. 1, 8 м | |
Длина кокпита 3, 2 м | |
Ширина кокпита 1, 6 м | |
4. Высота | Борта на миделе 80 см |
Борта на носу 75 см | |
Корма 73 см | |
Надводный борт (полное водоизмещение) 35 см | |
5. Масса и водоизмещение | Вес с оборудованием и снастями 245 кг |
Грузоподъемность 500 кг | |
Водоизмещение 745 кг | |
6. Пассажировместимость | 5 человек |
7. Максимальная мощность ПЛМ | До 50 л.с. |
Также отметим, что производители дополнительно предлагали к этой лодке съемную жесткую рубку, но особым спросом данная конструкция не пользовалась.
Основные отличия между моделями
Итак, мы уже отмечали, между «Крымом» 1 и М разница несущественна: разработчики только уплотнили днище и немного изменили оборудование. А вот «Крым 3» от оригинальной версии действительно отличается сильно. Отметим такие изменения, как:
- Увеличенные габариты;
- Более просторный и удобно обустроенный кокпит;
- Улучшенные скоростные качества (ср. скорость до 40 км/ч);
- Большая мощность ПЛМ;
- Высокая грузоподъемность.
Но наряду с плюсами справедливо будет отметить и минусы «Крыма 3». Модификация выполнена из смягченного сплава и отличается очень уязвимым днищем, неудобным дистанционным управлением, а также неподходящим под современные ПЛМ транцем (необходима регулировка). В целом, оригинальная версия рыбаками и любителями водного туризма ценится намного больше, чем модель №3.
- Вот еще один представитель алюминиевых лодок из СССР — Лодка Обь
Достоинства «Крыма», проверенные временем
Данное судно эксплуатируется десятки лет и за это время действительно доказало свою стабильность и надежность. Из «вечных» плюсов лодки «Крым» следует выделить:
- Повышенную прочность корпуса. Используемый сплав крепок сам по себе, но в сочетании с крепкой сваркой швов конструкция получает еще больше износостойкости.
- Относительно легкий вес. Для такого судна показатель в 190 кг вполне оптимален, особенно при сравнении с другими металлическими плавсредствами.
- Возможность выходить на морские просторы. Лодка не «ныряет» в волну, и хорошо держится на легкой качке.
- Глиссирование. Малая килеватость корпуса позволяет лодке легко выйти на глиссирование даже с большой нагрузкой и слабым двигателем.
Это те свойства, за которые катер прославился и его до сих пор охотно покупают с рук практически в любом состоянии.
Недостатки алюминиевого катера «Крым»
Но, конечно, моторная лодка «Крым» не идеал, и минусы в ней тоже нашлись. Так, подмоторная ниша часто заливается водой (а в первых моделях она и вовсе отсутствует), что понижает скорость лодки. Также малая килеватость не спасает от ударов встречной волны, поэтому катер слегка «уносит», особенно если правит неопытный водитель. И, наконец, универсальность, на которую ставили разработчики, не позволила лодке достичь каких-либо высот. По техническим возможностям «Крым» катер довольно средненький, но зато очень надежный и долговечный.
Другой представитель алюминиевых лодок: Прогресс 4 — характеристики
Отзывы владельцев
В общем, благодаря своим качествам лодка «Крым» отзывы получает в основном положительные и желающих купить подобный транспорт всегда достаточно. Пользователи отмечают износостойкий корпус, достойные ходовые качества, просторный и удобный кокпит. Из негатива, опять же, подтопление кормы и «гуляние» на высоких волнах, но по-хорошему на мореходность «Крым» и не рассчитывался.