Технические характеристики лодки «Прогресс 4», история и отзывы

Мы уже не раз обсуждали «героев» судостроения в СССР, и сегодня на очереди еще одно знаменитое плавсредство советских времен. Лодка «Прогресс 4», как уже понятно из названия, на момент выпуска обладала поистине прорывными характеристиками, которые выгодно отличали ее от ближайших конкурентов. Впрочем, за ходовые свойства это судно ценят и современные любители водных путешествий, так что нередко можно встретить сообщения о купле/продаже «Прогресса 4» на Авито  или форумах водомоторников. В сегодняшней статье разберем, чем хорошо данное плавсредство и проанализируем, насколько актуальны его технические характеристики сейчас. Кроме того, постараемся выяснить, стоит ли приобретать такое судно и для выполнения каких задач его можно задействовать. Начнем!

Лодка Прогресс 4 - технические характеристики, комплектация

Лодка «Прогресс 4» – общая информация

История моторных лодок серии «Прогресс» началась в 1966 году, когда конструктор Куйбышевского авиастроительного завода Л.П. Зимаков принялся за разработку нового катера. Задача перед инженерами стояла теоретически простая: спроектировать универсальное судно повышенной комфортности. На практике, конечно, достичь совершенства гораздо сложнее, но конструкторы вполне успешно справились с этой задачей.

Катер «Прогресс» первой версии «вышел» в заводскую серию еще в том же 1966 году и быстро получил популярность по всей стране. Однако, присутствовали некоторые недочеты, которые нужно было исправлять. Поэтому вскоре на конвейерную линию уже ставятся модификации первой партии – лодки «Прогресс 2» и «Прогресс 2М». Отличий от оригинальной версии было не так много, зато они были существенны:

  • Сталь заменили на дюралюминий, что повысило износостойкость днища;
  • Вместо гермоотсеков непотопляемость судна обеспечили пенопластовые блоки;
  • Ветровое стекло сделали панорамным и изогнутым.

Модифицированные судна получили еще большую популярность, и завод занимался их выпуском долгие годы. При этом шла наработка и новых версий под номерами 3М и 4. Катер №3М фактически не привнес изменений, зато ощутимо улучшил серию моторных лодок «Прогресс 4». Усовершенствованную модель начали выпускать в начале 1970-ых и она тут же завоевала высокий потребительский спрос, так что на родном Куйбышевском заводе в 1974 году уже полностью перешли на выпуск только этой модификации.

От предыдущих версий новый «Прогресс 4» выгодно отличался сразу несколькими параметрами:

  • Приподнятые скулы в носовой части обеспечили лучший заход на волну;
  • Конструкция была усилена продольными реданами на днище и изогнутой формой обводов, что также повысило килеватость;
  • Добавление самоотливного рецесса дало возможность установки двух моторов;
  • Кокпит стал удобнее и просторнее;
  • Изогнутое панорамное стекло для удобства эксплуатации заменили на составное прямое.

Таким образом, у судна были улучшены и ходовые качества, и дизайн, и удобство использования. Модель получилась очень удачной и выпускалась до начала 90-ых годов. Отметим, что выпущенные за время масштабного производства образцы до сих пор высоко котируются у рыбаков и любителей водного туризма, что обусловлено качеством сборки и техническими возможностями «Прогрессов».

Возможно будет интересно:  Катер "Бриз 17" – российская адаптация знаменитого «японца»

Обновленная лодка Прогресс 4

Особенности конструкции

Выше мы уже отметили несколько конструктивных параметров, отличающих четвертую версию знаменитого катера. Но в следующих разделах предлагаем подробнее разобраться в характеристиках судна, чтобы составить полное представление о его возможностях.

Корпус лодки и внешний вид

В плане сборки и дизайна отличия четвертого «Прогресса» от остального набора катеров минимальны. Корпус выполнен из дюралюминиевого сплава, детали сцеплены клепкой. Обводы остроскулой формы, конкретно у модели №4 немного завышены у форштевня. Запалубленная носовая часть скрывает пенопластовые блоки и небольшой багажник, крышку которого можно использовать как пассажирское сиденье. На корме расположен моторный отсек с самоотливным рецессом, а у бортов задней части судна также заложены блоки непотопляемости.

Внешние изменения корпуса лодки незначительны. Отметим лишь модернизацию ветрового остекления: прямое стекло избавило владельцев от проблемы искажения объектов, а боковые створки обеспечили более удобное и безопасное вождение. Как показывают чертежи, габаритными размерами лодка «Прогресс 4» в целом идентична ранним моделям. Отличают модификацию лишь измененный кокпит и увеличенный собственный вес лодки «Прогресс 4». Но об этом поговорим отдельно.

Кокпит и управление

Итак, если внешне размеры лодки «Прогресс 4» остались неизменны, то внутреннее пространство теперь использовалось более рационально. Разработчики сделали срез палубы, в результате чего длина кокпита у «Прогресса 4» увеличилась на 25 см.

Этот момент улучшил условия нахождения на судне, а также дал возможность для использования еще одного новшества: установки на палубе сборной/разборной рубки. В свою очередь эта самая рубка повлияла на еще один параметр. Если посмотреть сколько весит лодка «Прогресс 4», можно увидеть разницу с предыдущими моделями порядка 60-100 кг. Дело в том, что монтаж рубки прибавляет 30 кг массы, а еще дополнительное оборудование, ПЛМ и т.д. Таким образом, в зависимости от оснащенности судна вес лодки «Прогресс 4» может достигать 280 кг.

Салон оборудован съемными мягкими креслами, ветровым стеклом, навесным тентом и приборной панелью. Мотолодка «Прогресс 4» отличается дистанционным рулевым управлением, которое также размещается на кокпите. Но главная особенность модели – усовершенствованный транец, на который можно навесить сразу два лодочных двигателя и использовать судно на полную мощность! Но для этого придется сделать в лодке 2-ое дистанционное управление, настроив двум моторам прогресс и реверс, и соединительную штангу, обеспечивающую синхронность поворотов.

Таковы отличительные черты модели №4 в линейке катеров под маркой «Прогресс». Теперь предлагаем перейти от частного к общему, и ознакомиться с полной таблицей параметров данного судна.

Технические характеристики лодки «Прогресс 4»

Параметр Значение
Габаритные размеры
Длина 4, 65 м
Ширина 1, 7 м
Высота борта (нос) 74 см
Высота борта (мидель) 69 см
Высота транца 38 см
Кокпит
Длина 2, 4 м
Ширина 1, 3 м
Масса и грузоподъемность
Собственный вес 190 кг
Масса с полным оборудованием 285 кг
Грузоподъемность 475 кг
Пассажировместимость 5 человек
Лодочный мотор
Допустимая мощность от 30 до 50 лошадиных сил
Килеватость днища
У транца угол 7 градусов

Таким образом, лодка «Прогресс 4» технические характеристики имеет достаточно мощные, что позволяет использовать ее в акваториях любого типа. Данному судну даже разрешен выход на море, правда в пределах прибрежной зоны (удаление от берега до 3 км) и при высоте волн до 0, 8 м. Однако, крайне не рекомендуется выходить на четвертом «Прогрессе» при большом волнении моря, т.к. лодка «зарывается», забрызгивая кокпит и давая большую нагрузку на днище.

Возможно будет интересно:  Навигатор на лодке - как выбрать, главные характеристики, популярные бренды

Технические характеристики лодки «Прогресс 4М»

Выше мы отмечали, что для данной модели возможна установка на палубу жесткой рубки. Так вот судна, которые имели такую заводскую комплектацию, считались отдельной модификацией и назывались лодкой «Прогресс 4М» (иногда встречается название 4Л). На борт такого судна устанавливалась крытая рубка площадью 1,8х1,3 м и это было единственное отличие 4М (4Л) от простой «четверки». Ну и, соответственно, монтаж металлической конструкции увеличивал исходный вес судна как минимум на 30 кг.

В целом, отзывы о такой модификации чаще негативные. Отмечается, что для рыбалки судно крайне неудобно, да и внешний вид мотолодки с крытой рубкой не очень привлекателен.

Лодка Прогресс 4 история

Лодка Прогресс 4 чертеж

Лодка Прогресс 4 - характеристики

Оборудование и комплектация лодки «Прогресс 4»

В отличие от ранних версий, четвертая модель комплектовалась, что называется, «по полной». Владельцу не надо было докупать никаких дополнительных элементов, т.к. все поставлялось прямо с завода: сиденья, навесные тенты и дуги, ремонт-комплект, рулевая система, весла, слань, ходовые огни и т.д. В стандартный комплект поставки производитель включил даже колесики для перевозки лодки, которые очень помогают при выходах на водоемы с широким побережьем.

Отметим, что модель с металлической рубкой также поставлялась с завода со всеми деталями, креплениями, профилями и т.п. Словом, в покупку включали все необходимые комплектующие, да еще дополнительные аксессуары.

Но это мы говорим о заводской поставке. В настоящее время «Прогрессы» покупают только с рук, поэтому уточнять комплектацию нужно для каждого судна индивидуально.

Отзывы владельцев

Если говорить о народном мнении, то «Прогрессы» получают как критику, так и одобрения. Первые версии, например, обоснованно критикуют за просчеты в конструкции и быстрый износ. А так как моторная лодка «Прогресс 4» технические характеристики в этом плане имеет улучшенные, то на ее долю в основном попадаются только положительные отзывы.

Часто владельцы отмечают мощную тягу и высокую грузоподъемность этого судна. И правда, параметры лодки позволяют ей с полной нагрузкой и ПЛМ на 30 л.с. развивать скорость от 32 км/ч. А когда вес груза 230 кг и максимальная мощность мотора 50 л.с., скорость лодки «Прогресс 4» и вовсе поднимается до 55 км/ч. Правда, при этом следует упомянуть о недостаточно экономичном расходе топлива, но и эту мелочь можно исправить продуманным тюнингом.

Цена на корпус «Прогресса» 4 стартует от 50 000 рублей и достигает 200-300 тысяч, при условии идеального состояния и комплектации с мотором и всем оборудованием. Своих денег это судно однозначно стоит, а если еще и тюнинг организовать – то и вовсе получится сильный конкурент современным импортным лодкам для рыбалки и туризма.

Вот еще один представитель алюминиевых лодок из СССР — Лодка Обь

Удачного выбора и попутных ветров!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector