В свое время Советская Социалистическая Республика совершила большой прорыв в налаживании транспортных коммуникаций. Строились автомобильные трассы, прокладывались железнодорожные пути, налаживались водные переправы. Вот как раз для речных пассажирских перевозок инженеры и изобрели «Метеор» – катер, ставший незаменимым средством передвижения для многих граждан СССР. Благодаря мощным характеристикам, скорости и пассажировместимости это судно не сходило с производства на протяжении 30 лет, а выпущенные экземпляры и сейчас эксплуатируются в России, ряде стран Европы и СНГ.
Содержание статьи
Кратко об истории появления пассажирского судна на подводных крыльях (СПК)
Первым испытателем транспорта с движущей силой в виде подводных крыльев стал француз русского происхождения Шарль де Ламбер. Его опыты состоялись в 1897 году, правда не увенчались успехом. А вот итальянец Энрико Форланини, построивший подобное судно немного позже, сумел разогнать катер почти до 70 км/ч. Далее проектирование и строительство СПК начали осваивать многие страны: Великобритания, Германия, США, Канада, СССР и другие.
Разработка СПК Советским Союзом
В Советском союзе водный транспорт на подводных крыльях (в т.ч. и «Метеор») разрабатывал талантливый инженер Ростислав Алексеев. Еще в 1941 году в дипломной работе он описал принцип действия подводных крыльев. Экзаменационная комиссия высоко оценила знания выпускника, и дипломную по уровню приравняли к кандидатской диссертации. Но так как в военные годы заводы работали для фронта и победы, то воплотить теоретические планы в жизнь Алексеев смог только спустя 5 лет.
К 1946 году он по собственным чертежам построил малый катер и отправился из Горького прямиком в Москву. Столичные инженеры внимательно изучили опытный образец и по достоинству оценили работу коллеги. Так было принято решение запустить производство СПК, а уже в 1957 году в рейс вышло первое в мире пассажирское судно на подводных крыльях с гордым именем «Ракета». Транспорт преодолевал расстояния протяженностью до 500 км и развивал скорость до 60 км/ч. После пробной партии наладили серийное производство судов, в том числе начали выпускать модифицированные модели этого СПК: Комета, Беларусь, Метеор, Волга, Буревестник, Восход и другие.
Как появился «Метеор» — катер масштабного производства
Самой известной модификацией теплохода «Ракета» стало скоростное судно на подводных крыльях «Метеор». Этот катер отличался большей вместимостью, обладал вместительным салоном и без подзарядки проплывал расстояние до 600 км.
Первый экспериментальный спуск катера на подводных крыльях «Метеор» состоялся в ноябре 1959 года. Для пробных испытаний его отправили в длительный рейс из Горького до Феодосии. Проверку «боем» катер выдержал, но всю зиму простоял в Крыму. Обратно в Горький судно отправилось в начале мая, а путь до «родной гавани» занял всего 5 суток.
На массовый выпуск «Метеор» поставили в 1961 году, и с этого же времени катер вошел в эксплуатацию. Строились эти скоростные катера Зеленодольским судостроительным заводом имени А.М. Горького, причем выпускать речные суда модели «Метеор» не прекращали на протяжении 30 лет (с 1961 по 1991 гг.). За весь производственный период на воду сошло более 400 теплоходов модели «Метеор». Большинство из них курсировали по рекам Советского союза, а некоторые экспортировались в страны СНГ. Часть специально спроектированных катеров «Метеор» также поставлялась в Китай.
С 2007 года производственная линия завода демонтирована, и катера подобного класса больше не выпускают. Однако, отлично сохранившимся крылатым судам «Метеор» и сегодня открыты речные дороги. Теплоходы до сих пор эксплуатируются для водных прогулок и туристических экскурсий.
Описание и технические характеристики катера «Метеор»
Катер «Метеор» знаком многим людям, рожденным в центральных регионах СССР. Ведь в те годы на речках проводил время каждый ребенок, и проплывающие мимо суда непременно притягивали внимание детворы. А уж волны, которые после себя оставлял «Метеор», ребята и вовсе пытались ловить, чтобы «покачаться» на них, как на море. Ну а для тех, кто не застал те славные времена опишем, как же выглядел этот знаменитый катер.
Внешний вид и обустройство салона
«Метеор» – однопалубное дюралевое судно. По дизайну этот катер, с закругленными углами и плавными переходами, считался самым красивым. Другие суда уступали теплоходу «Метеор» и в габаритах: длина катера почти достигала 35 метров, а ширина немного недотягивала до 10 метров. Эти параметры позволили комфортно обустроить внутренние помещения судна.
Салон катера просторный и разделен на 3 отсека:
- Носовая часть – включает в себя 26 мест для пассажиров.
- Средний салон – рассчитан на 44 кресла для пассажиров и размещение буфета.
- Кормовая часть – насчитывает 44 пассажирских места.
При этом все пассажирские отделения оборудованы мягкими креслами, установленными попарно в два ряда с широким проходом между ними. Из среднего салона на корму проходят по небольшой крытой палубе. С этой палубы также можно попасть в туалет, хозяйственное и машинное отделения.
Двигатель и оборудование
На катера «Метеор» устанавливали дизельные двигатели. Обычно главными двигателями ставили поршневые 12-циллиндровые дизели с водяным охлаждением серии М-400. Мощность каждого насчитывает 1 000 л.с. (при 1 700 оборотов за минуту). Для обслуживания силовой установки используется дополнительный комбинированный агрегат. Он включает в себя двигатель (12 л.с.), генератор (5,6 кВт), компрессор и вихревой насос. В качестве движителей выступают 2 гребных винта.
Крыльевое устройство включает в себя несущие крылья (под кормовой и носовой частями), а также пару закрылков на носовом крыле (стойки на борту и у днища).
Электропитание
Автономный ход судна обеспечивают два генератора, размещенные на главных двигателях. С напряжением в 27,5 В их общая мощность составляет 2 кВт (отдельно по 1 кВт каждый). Также «Метеор» оснащен автоматом, координирующим параллельную работу батарей и генератора. Помимо перечисленного оборудования, на катере еще установлен вспомогательный генератор (напряжение 28 В, мощность 5,6 кВт). Он используется для питания потребителей.
Таблица основных технических характеристик
Катер на подводных крыльях «Метеор» в автономном режиме должен преодолевать расстояние в 600 км. Для этого ему требуется мощное оборудование и продуманные габариты. Так, в результате проведенных расчётов и исследований, разработчики оснастили катер следующими характеристиками.
Габариты | |
Длина | 34, 6 м |
Ширина | 9, 5 м (с учетом размаха крыльев) |
Высота | 6, 78 м (на ходу)
5, 63 м (на стоянке) |
Осадка | 1,2 м (ход)
2, 35 м (стоянка) |
Водоизмещение | 36, 4 т. (без нагрузки)
53, 4 т. (полное) |
Мощность | |
Два дизельных двигателя + вспомогательный комбинированный дизель-генератор | Общее значение 1 800 – 2 200 л.с. |
Скорость | |
Эксплуатационная | 65 км/ч |
Максимальная | 75 км/ч |
Вместимость | |
Члены экипажа | 3 чел. |
Пассажиры | В зависимости от модели 78-123 чел. |
Продолжительность автономного плавания | |
Расстояние | 600 км |
Механизмы теплохода контролируются системой управления, размещенной в ходовой рубке. Общее состояние и безопасность судна зависят от своевременно выполненного техобслуживания.