Водоотливная помпа для лодки — виды и рейтинг производителей

Вода – это стихия, и предсказать ее поведение невозможно. Но предусмотреть возможные риски перед выходом на водоем опытный лодочник просто обязан, ведь безопасность пассажиров превыше всего. Например, нередка ситуация с заливом кокпита ввиду пробоины, высокой волны или сильного ливневого дождя. На этот случай правила ГИМС предписывают иметь черпак и ведро, но в XXI веке есть более современные меры безопасности: устанавливается трюмная помпа, лодка осушается за считанные минуты, и экстренная ситуация сводится к минимуму. О том, как действуют осушительные помпы, какие они бывают и какую модель лучше выбрать и поговорим в сегодняшней статье.

Помпа лодка
Не работала водоотливная помпа для лодки

Где, когда и зачем используется помпа с лодками

Начнем с выяснения того, почему многие водомоторники решают купить помпу для откачки воды в лодку.

Дело в том, что корпус судна, неважно надувной или жесткий, не может гарантировать 100% защиту внутреннего пространства плавсредства от контакта с водой. И особенно это на себе ощущают моторные суда с открытым кокпитом. Так, при движении по водоему быстроходное моторное судно резко принимает на себя удары волн, и брызги от них разлетаются во все стороны, в том числе попадая и на кокпит лодки. А в ненастную погоду сильные волны настолько раскачивают корпус лодки или катера, что вода просто-напросто переливается через борта.

Также течи могут возникнуть из-за недостаточной герметичности корпуса или расшатанных креплений. Например, часто вода проникает через не до конца закрученные болты на транце или слабо завинченную сливную пробку. Кроме того, большую неприятность порой доставляет обычный дождь. Людям неопытным даже трудно представить, что проливной дождь может довести открытый кокпит до затопления буквально за несколько минут! А вот опытные лодочники о коварстве непогоды знают не понаслышке, потому в их походном арсенале всегда найдется откачивающая из лодки воду помпа.

Конечно, некоторые практикуют использование черпака и губки, но такой метод отнимает много сил и времени. А мало того, что скопление воды на борту – это экстренная ситуация, угрожающая безопасности пассажиров, так ведь еще страдают и мореходные качества плавсредства. Из-за дополнительной нагрузки у любых судов снижается скорость, а у моторных катеров и лодок еще и повышается расход горючего. Кроме того, большие подтопления водой влияют на такой параметр, как остойчивость, ведь во время кренов и поворотов резко смещается центр тяжести судна. И это не говоря уже о таких мелочах, как намокание личных вещей на борту и холодный скользкий пол.

Поэтому откачивание воды черпаком не только губит уйму времени, но и мешает нормальному ходу судна. В свою очередь помпа для откачки воды из лодки со своей работой справляется несравнимо быстрее, и более того: устройство способно реагировать на повышенный уровень воды автоматически, т.е. прибору даже не требуется контроль со стороны судоводителя. Таким образом, использовать осушительные помпы намного удобнее и безопаснее, чем орудовать при подтоплении кокпита ведром или черпаком.

Возможно будет интересно:  Российская лодка Кайман 330 - описание, характеристики, цена и комплектация

Если говорить о рекомендуемых типах плавсредств, то трюмными помпами зачастую оснащаются мини-яхты и катера из пластика или алюминия. Причем на борт крупногабаритного судна порой устанавливается по 3-5 осушительных помп, что позволяет свести на нет почти любое подтопление. Также часто практикуют установку осушительных помп владельцы советских лодок «Днепр», «Прогресс», «Казанка» и подобных, т.к. алюминиевые корпуса иногда пропускают течи. Кроме того, не помешает ручная помпа для лодки из ПВХ или резины, а если у вас РИБ с жестким дном, то можно и электрическую помпу легко установить. Кстати, поговорим об отличительных особенностях одних и других устройств.

Помпа лодка

Виды помп для лодок

Итак, по сути лодочная помпа – это насос для откачки воды за борт судна. И как любой насос, трюмная помпа для лодки может функционировать от механического воздействия или срабатывать автоматически, благодаря наличию электрической системы. Предлагаем разобраться в этих принципах работы и выделить ключевые черты каждой модели.

Электрические

Наиболее распространены электрические трюмные помпы с центробежным принципом работы. Подобная помпа для лодок представляет собой пластиковый колпак, внутри которого расположен электродвигатель с пластиковой крыльчаткой. Принцип работы такого устройства прост: под воздействием электричества крыльчатка начинает вращаться, захватывая воду и передавая ее в патрубок, после чего через шланг откаченная вода выводится за борт. При этом в нижней части электропомпы размещается съемный решетчатый фильтр, который защищает пластиковую крыльчатку от контакта с грязью и сором.

Помпа лодка
Трюмная электрическая помпа

Под работу с электрической системой выпускается помпа 12 вольт для лодки или катера, и помпа с напряжением 24 вольта, которая больше подходит для использования на моторных и парусных яхтах. При этом устройства различаются производительностью: в зависимости от мощности помпа откачивает от 20 до 180 литров воды за минуту. Если говорить о нюансах выбора, то можно привести следующую классификацию:

  1. Вспомогательные помпы (20-30 л/мин) – используются для избавления от брызг и дождевой воды.
  2. Трюмные помпы с объемом до 50 л/мин – актуальны для маломерных суден, удаляют с палубы порядка 4 ведер воды за минуту.
  3. Насосы для откачки воды на 50-100 л/мин – используются на мореходных катерах и яхтах средних размеров.
  4. Осушительные помпы с производительностью до 180 л/мин с заменяемым электромотором – применяются на крупногабаритных яхтах, т.к. требуют большой мощности генератора (потребление равносильно 200-250 Ваттам).

Также стоит отметить, что трюмные помпы могут быть оснащены автоматическим режимом срабатывания. Для этого в прибор встраивают датчик-измеритель уровня влаги или поплавковый механизм, функционирующий по принципу работы сливного бачка.

Кроме того, важно понимать, что центробежные осушительные помпы работают только в том случае, если вода находится на уровне водозаборной крыльчатки. Это значит, что полностью осушить палубу они неспособны: на борту останется порядка 1-2 см воды. Поэтому устанавливать такие насосы для откачки воды нужно в самой углубленной точке судна. И еще один нюанс кроется в том, что центробежным устройствам затруднительно поднимать откачанную воду, так что шланг для водооткачивающих помп не должен находиться на большой высоте.

Возможно будет интересно:  Какие имеют преимущества и недостатки пластиковые лодки

Механические

Для плавсредств, неоснащенных генераторами, идеальным решением станет ручной насос для откачки воды с лодки. Такие устройства бывают диафрагменного или поршневого типа. Насос с резиновой диафрагмой работает по следующему принципу:

  • Подъем рычага и автоматическое растягивание диафрагмы;
  • Забор воды внутрь помпы;
  • Опускание рычага, соответственно, сжатие камеры;
  • Включение выпускного клапана и забор воды в шланг;
  • Вывод воды за борт.

Подобный насос для откачки воды способен достигать производительности в 50 литров слитой жидкости за одну минуту.

В свою очередь помпа для лодки ручная поршневого типа такой мощностью похвастаться не может. По конструкции подобное устройство напоминает шприц или обычный насос, только оснащенный сливным шлангом. Принцип действия также прост: под воздействием физической силы поршень начинает движение, вода набирается в тубу насоса и тут же выливается через шланг. Процесс довольно трудоемкий и позволяет откачивать небольшое количество влаги, но зато такая помпа обладает автономностью и простотой использования, т.к. ее не надо монтировать на корпус судна. Таким образом, поршневая помпа идеально подходит для использования на надувных ПВХ и резиновых лодках.

Здесь же еще можно отметить, что помпы-поршни бывают и ножного типа, т.е. действуют по принципу насоса-«лягушки». В таком случае для откачки воды используется педаль, которую необходимо зажимать ногой. И последний нюанс – вручную можно откачать воду с борта полностью, в отличие от автоматических электрических помп.

Вот такие виды осушительных помп можно встретить на современном рынке. Опытные водомоторники рекомендуют иметь как минимум 2 помпы, различные по мощности и типу работы. Например, электрическую с высокой производительностью рационально использовать при сильном затоплении, а ручную «диафрагму» или «поршень» можно применять для устранения брызг и дождевой воды. Кроме того, ручная помпа осушительная для лодки – это запасной вариант на случай недостатка заряда для работы электропомпы.

Механические трюмные помпы
Механические трюмные помпы

Производители и популярные модели

Приобрести водоотливные помпы можно в специализированных магазинах или посредством заказа через Интернет. Как определиться с мощностью и типом прибора мы рассказали, теперь дадим пару рекомендаций по выбору подходящего насоса из всего модельного ряда. Так, среди зарекомендовавших себя производителей можно выделить следующие фирмы:

  • Attwood;
  • Easterner;
  • Lalizas;
  • Whale;
  • TMC;
  • Rule;
  • Pump International.

Что же касается конкретных моделей, то, например, среди 12 вольтовых помп для катера много положительных отзывов заслужил насос для откачки воды TMC: производительность 63 л/мин, напряжение 12В, ток 4,5 А. Также стоит отметить еще одно интересное решение этой компании: ножную осушительную помпу с диафрагмой. Такой прибор перерабатывает 15 л воды за минуту. Много ручных помп предлагает производитель Easterner: модели эффективны, просты по конструкции и доступны по цене.

Производители водоотливных помп для лодок

Так что с выбором подходящей помпы для откачки воды проблем возникнуть точно не должно. Удачных покупок и безопасных выходов на воду!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector