Слань на лодку ПВХ: что такое, виды материалов и конструкций, советы по выбору


При первых выходах на воду с новой ПВХ лодкой рыбаки часто сталкиваются с такой проблемой, как недостаточная жесткость днища. Из-за особенностей надувной конструкции лодок при перемещении по кокпиту дно прогибается и пассажиру приходится приложить немало усилий, чтобы сбалансировано удержаться на ногах. А рыбачить стоя в подобной ситуации и вовсе практически невозможно. Но убрать этот недостаток легко: достаточно купить подходящую слань на лодку. Тем более что о том, какими бывают лодочные полы и на что стоит обратить внимание при выборе пола для судна, мы подробно расскажем в сегодняшнем материале. Присоединяйтесь к чтению!

Слань на лодку ПВХ

Что такое слань на лодку и для чего она нужна


Так как статья предназначена не только для опытных рыбаков, но и новичков в водном туризме, то начнем с основ: поведаем зачем нужна слань и что это такое в лодке.

Итак, слань для лодки (она же пайол) – это жесткий настил, используемый для придания достаточной жесткости днищу надувной лодки. Проще говоря, это съемный пол, который собирается и вставляется в кокпит судна (обычно непосредственно перед выходом на воду). Благодаря использованию слани можно комфортно перемещаться по судну и уверенно себя чувствовать при рыбалке стоя.

Но не только комфортным перемещением ограничиваются функции пайола. Эта деталь также обеспечивает лодке дополнительные преимущества, в виде:

  • Равномерного распределения нагрузки по всему пространству кокпита;
  • Защиты днища от повреждений при падении на пол колюже-режущих или тяжелых предметов;
  • Нескользящего покрытия кокпита, что особенно важно для лодок с низкими бортами, заливаемыми водой;
  • Повышенной устойчивости судна на воде и улучшении ходовых качеств.

Вот сколько пользы несет в себе использование съемного пайола на лодку.

Но не стоит умалчивать и о негативных нюансах лодочного пола, которых к счастью всего два. Во-первых, жесткий настил увеличивает массу судна на 3-4 кг, что для малых одноместных лодок довольно критично, т.к. их показатель грузоподъемности в 100 кг и без того не позволяет разгуляться. А во-вторых, требуется определенное время на сборку и установку слани на лодку.

Как видно, недостатки не столь существенны, поэтому большинство судовладельцев считают использование жестких полов обоснованной и даже необходимой мерой. Но, решив купить съемную слань на лодку, следует тщательно подойти к выбору этого аксессуара. Правильный подбор пола под лодку поможет улучшить эксплуатацию судна и максимально снизить недостатки жесткой конструкции. Поэтому разберем подробнее критерии выбора.

Материалы для изготовления слани

Когда мы объясняли, что такое слань для лодки ПВХ и для чего она используется, мы не упомянули о том, что пайолы выпускают разных типов. Исправим этот момент, т.к. материал слани важный критерий при выборе лодочного пола.

Итак, по типу используемого материала различают следующие настилы:

  1. Пайолы из влагостойкой фанеры. Наиболее распространенный вариант, приемлемый и по цене, и по качеству. В жестких полах для ПВХ лодки обычно толщина фанерного листа находится в пределах от 9 до 12 мм, что обеспечивает достаточную прочность и относительно малый вес конструкции. Однако, при некачественном монтаже, а также неправильной эксплуатации и хранении пайола, такой материал легко получает повреждения, приводящие к нарушению защитного покрытия. В фанеру попадает вода, материал ее впитывает, разбухает и увеличивает вес настила. Так что при покупке фанерного пола для лодки следует внимательно относиться к его эксплуатации.
  2. Пластиковая слань. Используется довольно редко и только с ПВХ лодками малых размеров. Отличается легким весом, складной конструкцией и простотой монтажа. Но такой настил достаточно прочен и крепок лишь при малой площади кокпита, что исключает его использование на суднах длиной от 3 и более метров.
  3. Алюминиевый пол для ПВХ лодки. Надежный вариант для крупногабаритных плавсредств. Палуба из алюминия полностью покрывает дно судна, обеспечивая 100% прочность пола и максимально равномерное распределение веса. Еще к преимуществам металлического пайола в лодку относят износостойкость, долговечность, удобство конструкции. По весу такие настилы тоже вполне приемлемы, т.к. производители обычно используют алюминиевый лист толщиной до 12 мм.
  4. Съемное надувное дно. Такой пол актуален больше для любителей водного туризма, чем для рыбаков. Покрытие изделия изготовлено из плотной ПВХ ткани, прошитой частым швом из синтетических нитей, а накачивается надувной пол высокого давления для лодки ПВХ с помощью насоса. По сути данное изделие очень напоминает обычный надувной матрас, в роли которого, кстати, надувной пол вполне можно использовать. Из плюсов отметим приятный дизайн, удобное покрытие, легкий вес и быструю установку. Но есть у надувного пола для лодки и существенные минусы. Например, большая высота настила уменьшает пространство и поднимает центр тяжести лодки. Вызывает много вопросов и прочность конструкции: при неаккуратном обращении надувные полы для лодок ПВХ очень легко проколоть.

Алюминиевая слань для лодки ПВХ


Надувной пол в лодку ПВХ

Как видно, у каждого материала есть свои плюсы и недостатки, и определить лучший пол для лодки проблематично. Но если говорить о наиболее распространенном мнении среди рыбаков, то здесь однозначно победу одерживают фанерные и алюминиевые конструкции. И, кстати, во многом из-за того, что такие материалы легко доступны на рынке. Например, если вы решили изготовить пайол самостоятельно и ищете, из чего сделать пол в лодку ПВХ, то в подавляющем большинстве вариантов изготовления вам предложат именно фанерные конструкции, т.к. их легче всего приобрести в магазине.

Разновидности жесткого пола для лодок ПВХ

Помимо различий в материалах слань для лодки ПВХ еще классифицируется по конструкционным особенностям. Здесь можно выделить несколько разновидностей.

Слань-коврик или реечный настил

Представляет собой ряд фанерных пластин (от 2 до 7 шт.), скрепленных между собой тканевой проклейкой. У многих плавсредств бюджетного класса реечная слань поставляется в стандартной комплектации.

Для малых лодок реечный пол в лодку ПВХ обладает достаточной жесткостью, мало весит, быстро и беспроблемно складывается и раскладывается. При желании его можно вовсе не вытаскивать из судна, т.к. конструкция позволяет легко свернуть сдутую лодку вместе с реечным настилом. Но ввиду малой жесткости лодочный пол такого типа подходит только для легких малогабаритных суден. С лодками средних и крупных размеров использовать в качестве пола реечную слань не рекомендуется.

Слань-коврик или реечный настил

Жесткий лодочный пол из Н-профилей

Простейший и широко распространенный у ПВХ лодок эконом класса тип жесткого пола. В данном случае также используются фанерные листы, только крепятся они уже посредством Н-образного профиля, т.е. вставляются в профильные рейки друг за дружкой. Такое крепление значительно увеличивает жесткость конструкции, так что при этом настиле в лодке уже действительно ощущаешь, что такое жесткая слань.

И все было бы хорошо, но бюджетный Н-профиль, к сожалению, портит общее впечатление от подобного настила. Дело в том, что он слишком тонкий, чтобы обеспечить должную прочность и износостойкость фанерного соединения. В результате от постоянных нагрузок профильные стыки, а вместе с ними и вся конструкция, быстро приходят в негодность.

Жесткий лодочный пол из Н-профилей

Складной пайол (конструкция «книжка»)

Широко используется наряду с Н-профильным полом для лодки ПВХ пайол «книжка». Так называют складную конструкцию из нескольких фанерных сегментов, соединенных между собой тканевой основой, позволяющей сложить такой настил «гармошкой» или, как многие говорят, «книжкой». Такой пол быстро вставляется в лодку и полностью покрывает днище.

Однако, складная конструкция не всегда способна обеспечить должную жесткость. Например, нецелесообразно использовать пол «книжку» для лодок ПВХ с килем. При глиссировании килевая лодка рассекает волну и попадает под ударные нагрузки, которую компенсируют надувные баллоны судна. Так вот, если установленному между этими баллонами настилу не хватит должной жесткости, он начнет «гулять» и лишать судно равновесия. Поэтому лучше всего использовать пайол «книжка» с моторными плоскодонными лодками, которые не испытывают подобных нагрузок.

Складной пайол книжка

Настил в лодку со стрингерами

И, наконец, самый жесткий пол для ПВХ лодки – фанерный настил толщиной от 12 мм, закрепленный стрингерами с алюминиевой окантовкой. Такой пайол настолько увеличивает жесткость днища, что ПВХ лодка превращается в почти неуязвимое монолитное судно, способное устойчиво выполнять глиссирование на высоких волнах.

Также из плюсов стоит выделить алюминиевые грани, надежно защищающие фанеру от получения повреждений. Но, здесь же проявляется и минус таких креплений – стрингера не должны выпирать, иначе днище будет быстро истираться. Чтобы предупредить подобную неприятность большинство производителей дополнительно покрывают стрингера тканевым слоем.

Настил в лодку со стрингерами

Что лучше выбрать: покупной пол на лодку или сделанный самостоятельно

Итак, мы рассмотрели надувные полы для лодок ПВХ и жесткие настилы различной конструкции, но как же выбрать подходящий в лодку пол. Во-первых, определите цель и условия эксплуатации. Например, для прогулок по малым водоемам вполне можно приобрести надувной пол, а вот глиссирование на бурных реках требует жесткой стрингерной конструкции. И, во-вторых, обозначьте подходящие для вас параметры пола:

  • Материал;
  • Вес;
  • Тип конструкции;
  • Стоимость.

Таким образом подберите несколько моделей, сравните их характеристики и сделайте оптимальный выбор.

Также не забывайте о том, что можно слань для лодки ПВХ своими руками. Конечно, нельзя сказать, что такой вариант выйдет дешевле, но зато качество и удобство конструкции вы точно себе гарантируете.

Успешного выбора!


Ссылка на основную публикацию