Кому нужно знать Кодекс внутреннего водного транспорта РФ

Законодательство регламентирует все стороны общественной жизни, и судоходство не стало исключением. Причем на сегодняшний день существуют разные виды международных правовых актов и документов, но для граждан России наиболее актуален Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2020 года. Сразу оговоримся, что этот документ был принят еще в начале двухтысячных, но время от времени регламент пополняется новыми поправками и изменениями, поэтому в статье и указывается текущий год редакции. Итак, в статье постараемся разобраться в назначении документа, рассмотрим основные положения и определим, кто и насколько должен уметь пользоваться данным законодательным положением.

Зачем нужен Кодекс внутреннего водного транспорта и что он собой представляет

Начнем с того, что Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (сокр. КВВТ РФ) вступил в силу 13 марта 2001 года. До этого на территории России, а также в ряде бывших советских республик, продолжал действовать Устав внутреннего водного транспорта СССР. Примечательно, что к тому моменту принятому советскому регламенту исполнилось уже почти полвека, и, конечно, новые внесения в Кодекс водного транспорта назревали давно. В связи с этой необходимостью и была разработана современная версия законодательного акта по судоходству.

Итак, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ в последней редакции используется для регулирования деятельности судов на внутренних акваториях страны. Положения закона регламентируют взаимоотношения владеющих транспортным средством физических лиц или юридических лиц друг с другом, с надзорными государственными органами, с потребителями услуг, наемными работниками и другими лицами, имеющими отношение к судоходству по внутренним водным путям России. При этом под судоходством подразумевается использование водного транспорта для выполнения такой деятельности, как:

  • Пассажирские и грузовые перевозки;
  • Буксировка плавучих объектов и плавательных средств;
  • Транспортировка почтовых отправлений;
  • Поисковые, спасательные, разведывательные, научно-исследовательские операции;
  • Строительные, гидротехнические, путевые, погрузочно-разгрузочные и прочие работы;
  • Лоцманская и ледокольная проводка;
  • Мероприятия по охране и защите водных объектов;
  • Культурно-массовые мероприятия, спортивные состязания, учебный процесс.

Таким образом, в правовую сферу норматива входит определение прав, обязанностей и ответственности лиц по широкому кругу вопросов: от административных дел и трудовых отношений до имущественного урегулирования. Ведь на практике Кодекс законодательно помогает регулировать ситуации, возникающие между грузоотправителями и грузополучателями, перевозчиками и пассажирами, работодателями и сотрудниками, и т.п.

Стоит отметить, что КВВТ РФ ориентирован на рыночную экономику и развитие добросовестной конкуренции. Соответственно, правовые принципы кодекса получили своеобразный баланс между обязательными нормами и договорными. Предписания обычно используются только в тех ситуациях, при которых возникает риск общественной безопасности. В остальных же случаях уладить отношения между субъектами права можно с помощью договорных методов.

На что распространяется действие Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

Отдельного внимания заслуживает юрисдикция данного правового документа. Как гласит первая статья Кодекса, объектами его действия являются:

  • Внутренние водные пути РФ, а также расположенные на них гидросооружения;
  • Порты и причалы внутренних водных путей России;
  • Плавательные средства, зарегистрированные в государственном судовом реестре;
  • Плавучие объекты, используемые с целью судоходства по внутренним водным путям.

При этом большое значение имеет определение внутренних водных путей, для полного раскрытия которого в Кодексе отводится целая глава. Если говорить кратко, то в России к водным путям относят лишь те водоемы, которые официально включены в соответствующий государственный перечень. Причем законодательство различает внутренние водные пути Российской Федерации федерального значения и регионального. Надзор федеральный получают водные объекты, отличающиеся следующими свойствами:

  • Международный статус – заключен международный договор или разрешено судоходство под флагами иностранных государств.
  • Пограничная зона – на объекте проходит водораздел между Российской Федерацией и иностранным государством, или водоем расположен в пределах двух и более субъектов РФ.
  • Транспортная магистраль – водные пути, которые соединяют административные центры регионов с грузовыми и пассажирскими портами, или связывают территории Крайнего Севера и подобные районы с тяжелыми природными условиями со столицами субъектов Российской Федерации, а также со спецобъектами, убежищами и т.п.
  • Спецназначение – акватории особо важны для обеспечения государственной безопасности.

Также отметим, что в Кодексе есть указание на право Правительства РФ относить к категории федеральных водных путей помимо обозначенных иные пригодные для судоходства объекты (пункт введен в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года ФЗ N367).

К региональным же внутренним водным путям преимущественно относят водоемы, расположенные в границах одного территориального субъекта Российской Федерации. Причем для путей регионального значения также действует отдельное указание на Правительственное право включать в перечень дополнительные водные объекты.

Возможно будет интересно:  Новые правила ГИМС для маломерных судов: регистрация, выдача прав, штрафы

Также стоит отметить, что Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации регулируется использование не только водных территорий, но и примыкающих к ним береговых линий. Так, в статье 10 главы 2 есть указание на то, что по согласованию с районной администрацией разрешено использование береговой линии для осуществления работ, связанных с судоходством. Например, это может быть такая деятельность, как:

  • Возведение хозяйственных построек;
  • Установка навигационного оборудования;
  • Обустройство причалов для швартовки судов, проведения посадки/высадки пассажиров, обеспечения погрузки или разгрузки судна.
  • Вырубка деревьев для обеспечения надлежащего проведения геодезических работ.

Кроме того, в целях судоходства также разрешается использовать находящиеся на берегу природные ресурсы. Например, грунт, гравий, растения, камни и т.п.

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2020 – структура и основные моменты

Предлагаем разобрать подробнее, какие правовые моменты включает в себя Кодекс внутреннего водного транспорта в редакции с последними изменениями.

Итак, на 2020 год российский Кодекс водного транспорта состоит из 19 отдельных глав, в общей сумме содержащих 173 статьи. При этом по смысловому назначению можно распределить все главы Кодекса на следующие категории:

  1. Общие положения – в этих статьях раскрываются основные понятия, определения, термины и все связанные с ними юридические моменты. Например, что такое ВВП, как классифицировать судно, в соответствии с какими требованиями комплектуется экипаж, что входит в территорию портовой инфраструктуры и т.п. К этой категории отнесем главы №1, 2, 3, 5 и 9, а также заключительные положения главы №19.
  2. Регистрация собственности – КВВТ регулирует постановку судов на учет, определяет порядок оформления государственной регистрации и права собственности на водный транспорт, а также курирует вопросы аренды, ипотеки и ареста плавательных средств. Этим темам посвящены статьи Кодекса в главах под номерами 4 и 10.
  3. Безопасность – большая часть документа раскрывает вопросы обеспечения безопасности судоходства и использования ВВП России. Для этой темы в Кодексе внутреннего водного транспорта предусмотрена отдельная глава под номером 6, а также главы №16 и №17, соответственно раскрывающие темы о спасании судов и действиях при авариях. Кроме того, в КВВТ приводятся правовые нюансы по урегулированию таких внештатных ситуаций, как возмещение вреда от столкновения судов (7 глава) и затопление имущества (8 глава).
  4. Транспортные перевозки – немало места в нормативном документе отведено для определения порядка проведения пассажирских и грузовых перевозок, а также осуществления буксировки суден и плавучих объектов. Эти темы раскрываются в российском Кодексе внутреннего водного транспорта непрерывным блоком, протянувшимся с одиннадцатой по четырнадцатую главу.
  5. Ответственность – перечень обязанностей лиц, связанных с судоходством на внутренних водных путях России, а также порядок составления исковых претензий и сроки их рассмотрения, описаны в главах №15 и №18.
Возможно будет интересно:  Малые лодки: цены, характеристики, популярные модели, сфера применения

Вот какие моменты судоходной деятельности призван регулировать данный свод правовых норм. Также важно отметить, что Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации за время существования не раз подвергался изменениям, поэтому ряд статей документа со временем утратил силу. Так, недействительным признан текст статей 36-38 и 46-47, положения статьи 54, а также нормы, прописанные в статьях 57, 58 и 98.

Законодательная база в России меняется довольно часто, поэтому советуем если уж не следить за всеми обновлениями и правками, то хотя бы сверяться с актуальной редакцией правовых документов. Еще раз заметим, что на сегодняшний день самой достоверной считается информация, представленная в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2020 года.

Возможно будет полезно знать, когда начинается и заканчивается навигация в 2020 году.

Кому и зачем нужно знать Кодекс внутреннего водного транспорта

Юридические законы, откровенно говоря, – вещь довольно заумная, скучная и трудно усвояемая. Поэтому добровольно разбираться в сотне статей, написанных сухим официальным языком, да еще и с многочисленными отсылками, желающих вряд ли найдется много. Но спешим успокоить –любителям рыбалки, охоты и водных походов учить назубок весь Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и не надо. Достаточно для своего же блага ознакомиться с основными понятиями, изучить правила регистрации судов и нанесения отличительной разметки, а также подробно разобрать ответственность судовладельца за причиненный ущерб имуществу, инфраструктуре и природе. Этого минимума вполне хватит для юридически подкованного разговора с инспекторами ГИМС или при возникновении спорных ситуаций «на воде» с владельцами других плавсредств.

Все остальные нюансы подробно изучать надо разве что коммерческим компаниям-перевозчикам и людям, профессионально связанным с судоходством. Но, скорее всего, для этих целей у них предусмотрен штатный юрист или даже целый юридический отдел.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector