Подготовка и консервация лодочного мотора на зиму


Сезон лодочных поездок приходится на теплое время года и приблизительно длится с апреля по ноябрь. Таким образом остается как минимум 4 месяца, в течение которых двигатель лодки не используется. Подобный вынужденный «простой» может губительно сказаться на свойствах агрегата, поэтому зимой выполняется консервация лодочного мотора, обеспечивающая должную сохранность движка. Об этой процедуре и поговорим подробно в сегодняшнем материале. Узнаем, что это за процесс и зачем он нужен, а также разберемся в том, как правильно проводится консервация лодочного мотора на зиму. Так что если вы готовитесь отправить лодку с мотором на «зимовку», то приведенные советы придутся как нельзя кстати.

Консервация лодочного мотора на зиму

Зачем нужна консервация лодочного мотора на зиму


Двигатели для лодок обладают сложной конструкцией со множеством агрегатов, деталей и механических узлов. Естественно, что для стабильной и долгой работы движка важно отличное состояние и четкое взаимодействие всех компонентов устройства. И для достижения этой цели при длительных простоях в межсезонье следует правильно законсервировать лодочный мотор. Рассмотрим, что представляет собой данный процесс.

Итак, консервация подвесного лодочного мотора на зиму – это действия по подготовке двигателя к безработному периоду, направленные на максимальное сохранение ресурса всех комплектующих. Обычно данная процедура проводится в несколько этапов:

  • Очистка от загрязнений.
  • Промывка систем;
  • Смазка мотора;
  • Обработка наиболее уязвимых комплектующих защитными спецсредствами.

Однако, часть владельцев ПЛМ ограничивается лишь внешней очисткой от пыли и грязи, да покупкой средства для консервации лодочного мотора. Движок протирают влажной тряпочкой, купленным спреем покрывают наиболее уязвимые механизмы, и на этом вся подготовка заканчивается. А некоторые пользователи и вовсе не балуют мотор бережным отношением: дескать, импортные устройства сделаны по новым технологиям и вся защита у них продумана автоматически. Но, к сожалению, зачастую такие любители уповать на «бренды» и «умные технологии» и становятся по весне первыми клиентами сервисов диагностики и ремонта водно-моторной техники.

Если же вы не хотите оказаться в рядах таких «счастливчиков», то лучше не слушать подобных советов и правильно подготовить лодочный мотор к зимнему хранению. Иначе…а давайте узнаем подробнее, что же ждет тех, кто поленится провести консервацию и оставит ПЛМ храниться без всякой подготовки.

Внешняя очистка лодочного мотора и обработка спреем


Что будет, если не готовить лодочный мотор к зиме

Чтобы выяснить пользу от зимней консервации, нужно немного разобраться в специфике работы движка.

Итак, когда мотор активно используется он защищен от появления «болячек» частой эксплуатацией: узлы и агрегаты в движении, топливо и масляная смазка постоянно сменяются, влага не застаивается, а сам двигатель проветривается на свежем воздухе, что тоже приносит пользу. В результате на ведущих деталях и узлах постоянно держится масляная пленка, защищающая компоненты от воздействия агрессивной водной среды и предупреждающая возникновение коррозии и окислительных процессов.

А вот во время простоя, наоборот, лодочный мотор становится уязвимым. Дело в том, что та самая масляная пленка со временем истончается, т.к. комплектующие неподвижны и нет нового вброса масла и топлива. А если при этом движок еще и не был капитально прочищен, то внутри 100% остались частицы топливных смол и масла, капли попавшей влаги и даже морские соли. Соответственно, все эти вещества с течением времени окислят незащищенные металлические детали и приведут к появлению ржавчины. В итоге после такого «хранения» двигателю гарантированы износ цилиндров и значительная потеря компрессии.

Усугубляется долгий простой мотора и зимними перепадами температур. Дело в том, что даже малейшие частицы оставшейся в движке жидкости при минусе превращаются наледь, которая с повышением температуры оттаивает и приводит к образованию конденсата. А уж последствия от постоянной влажности и испарения для механического прибора могут быть самыми непредсказуемыми. От обыкновенной коррозии до попадания водяных паров в электронный блок и, как следствие, короткого замыкания. И далеко не каждый лодочный двигатель можно «оживить» после такого повреждения.

Так что неважно, используется на лодке брендовый движок от Ямаха, Тохатсу и Mercury или бюджетный китаец от SEA-PRO и Ханкай – на зиму консервация лодочного мотора должна проводиться обязательно. И осуществить ее совсем не сложно, даже если в этом деле вы новичок. Тем более что чуть позже мы подробно распишем, как правильно законсервировать лодочный мотор на зимний период. А пока рассмотрим один небольшой нюанс.

Есть ли разница в консервации двухтактного и четырехтактного мотора

Итак, для ПЛМ подготовка к зиме необходима, но прежде чем приступить к ее описанию, остановимся на еще одном важном моменте. Дело в том, что двухтактные и четырехтактные модели лодочного мотора отличаются впрыском консерваторов. И обусловлено это отличие конструкционными особенностями агрегатов.

Возможно будет интересно:  Мотор на яхту - виды судовых двигателей, ведущие производители

Модели с двумя тактами не оснащены отдельным масляным картером, поэтому чтобы обеспечить защитный слой в кривошипной камере необходимо распылять спрей для консервации лодочного мотора через диффузор карбюратора. При этом сам движок для достижения большего эффекта должен быть в рабочем состоянии, т.е. включен на холостой ход. Другое дело лодочные моторы, работающие в 4 такта: их консервация проводится без запуска движка, т.к. защитный спрей без труда покроет все уязвимые узлы на выключенном приборе.

В остальном этапы подготовки лодочных моторов к зиме одинаковы, поэтому перейдем к подробному описанию процедуры.

Консервация двухтактного лодочного мотора на зиму

Консервация лодочного мотора на зиму

Холодное время года вносит большие корректировки в водно-походный режим жизни. По замерзшим водоемам, конечно, не поплаваешь, поэтому транспорт необходимо определить на надежное хранение. Зимняя консервация лодки ПВХ и катера своими руками описана в соседней статье, а данный материал отдельно посвящен подготовке к зиме лодочных моторов. Итак, рассмотрим этапы данного процесса

Подготовка рабочих инструментов

Прежде всего следует собрать все необходимые для консервации 2-х или 4-х тактного лодочного мотора материалы. Из инструментов потребуются:

  • Комплект ключей;
  • Шланг для прокачки (или емкость для промыва мотора);
  • Крестовая и плоская отвертки;
  • Ветошь.

Далее необходимо приобрести расходные материалы. Здесь все зависит от состояния двигателя: обычно достаточно купить для лодочного мотора консервант и масло трансмиссионное или моторное. Соответственно, трансмиссионная смесь нужна для редуктора, а моторное масло понадобится для четырехтактных движков. Что же касается защитной смазки, то часто консервация лодочного мотора проводится спреем Quicksilver: по отзывам пользователей он справляется со своей задачей и вполне окупает затраты.

Это стандартный набор для зимней консервации. Но, если в двигателе при техосмотре обнаружатся неполадки, обязательно следует их исправить до консервирования движка. Тогда могут понадобиться новые сальники, запасные метизы, краска, присадка для прогара топлива и т.д.

Также стоит подготовить рабочее место для комфортного проведения очистки и смазки ПЛМ. Ну а после того, как все будет собрано и удобно разложено на выбранном для работ пространстве, пора приступать к проведению самой консервации. Разберем процедуру поэтапно.

Чистка и промывка мотора

Прежде чем нанести консервирующий спрей и отправить лодочный мотор на зиму храниться в теплое помещение, прибор необходимо тщательно промыть от пыли, грязи и следов смазки.

Для начала достаточно просто снять с лодки мотор и протереть его снаружи влажной тряпкой. Затем, удалив внешние загрязнения, необходимо провести внутреннюю промывку охлаждающей системы. Здесь, в зависимости от мощности движка, применяют разные методы.


  1. «Бочка» (для ПЛМ с мощностью до 4 л.с.). Для промывки берется высокая емкость с водой (чаще всего металлическая бочка), в которую с легкостью помещается движок вместе с «ногой». Отметим, что при этом двигатель нисколько не соприкасается с днищем или стенками емкости, а уровень воды покрывает всасывающий клапан системы охлаждения. Также следите за мерами безопасности и надежным креплением мотора.
  2. Штуцеры (для моторов на 5-15 л.с.). Это специальные переходники, позволяющие с помощью шланга настроить подачу воды напрямую в систему охлаждения. Сразу после открытия крана и поступления воды движок запускают и оставляют работать на «холостых» в течение 10 минут.

После водных процедур двигатель необходимо просушить, оставив в строго вертикальном положении на час-другой. Также не будет лишним предварительно протереть корпус и сапог ПЛМ сухой ветошью.

Гребной вал и гребной винт

К слову о моторной «ноге»: перед консервацией ей тоже нужно провести техосмотр. Поэтому после просушки снимаем гребной винт и осматриваем его на предмет повреждений. Если вердикт неважный, то отправляемся за новым винтом в магазин или приступаем к восстановлению старого. Но ремонт зачастую очень трудоемок и не дает высокого КПД: восстановленный винт тянет хуже, да и скоростные качества значительно падают.

Снимая винт, также не поленитесь провести осмотр гребного вала. Если все раскручивается и снимается легко, нет люфтов и изгибов, значит деталь в отличном состоянии. Чтобы сохранить эти свойства применяем аэрозоль для консервации и собираем конструкцию обратно. А когда происходит «закус» гребного вала или обнаружены внешние повреждения, придется отложить консервацию и проводить ремонт/замену комплектующих.

Слитие топлива и топливная система

Сразу после промывки сливаем остатки горючего из карбюратора и топливного провода. Сделать это можно тоже двумя способами.

  • Запускаем мотор на малых оборотах и даем выработать остаток топлива. Когда движок уже начнет «задыхаться» от нехватки топлива, продолжаем заводить двигатель при помощи стабилизатора до тех пор, пока обороты не сойдут на 0. Нужно добиться полного расхода топливной жидкости, иначе за время хранения она превратится в конденсат и осядет на деталях движка.
  • Снимаем сливной винт, полностью сливаем горючее и снова восстанавливаем конструкцию. Такой метод трудоемок, но и более надежен, т.к. сразу видно, забилась ли топливная смесь в уголках системы или вышла полностью.
Возможно будет интересно:  Мотор для лодки ПВХ: типы моторов, мощность, какой лучше выбрать

Если вы использовали 1 способ и горючее все же не израсходовалось до конца, следует разбавить остатки топлива стабилизирующим веществом. Стабилизатор предупредит разложение смеси на пары, горючее останется пригодным для использования и не испортит внутренние детали движка. Однако, если для работы мотора используется топливно-масляная смесь, то лучше полностью избавиться от ее остатков. Иначе со временем она расслоится и осядет на комплектующих.

Замена масла в редукторе лодочного мотора

Смазка редуктора лодочного мотора

Отдельное внимание стоит уделить смазке редуктора. Конец сезона – лучшее время для обновления масла, т.к. старая смесь за время хранения в межсезонье окислится и приведет к развитию коррозионных процессов.

Итак, откручиваем болты пробки с верхнего/нижнего отверстий и даем использованному маслу стечь. Кстати, проверьте отработанную смесь на содержание воды и металлической стружки. Если после открытия пробок заметили капельки воды, значит износились сальники и необходимо поставить новый комплект. А присутствие металлических частиц говорит об износе редукторных шестеренок: устранить такое повреждение можно только в сервисном центре.

Как только старая смесь стекла, готовимся заправить движок новым маслом. Сейчас смазка выпускается в тубах со штуцером, что значительно упрощает процесс нанесения. А состоит он из нескольких этапов:

  • Приводим двигатель в вертикальное положение.
  • Вставляем штуцер в нижнее отверстие.
  • Подаем масло до момента, когда смазка начинает выходить через верх.
  • Закрываем пробкой верхний проход, вынимаем штуцер и быстро закручиваем нижний болт.

Все, замена масла в редукторе окончена. Отметим, что не следует бояться залить смазкой деталь – такое случается очень редко, а вот излишняя экономия может привести к недостатку масла в системе и выходу из строя шестеренок.

Обработка двигателя консервантом

И остался последний шаг – нанесение на лодочный мотор консервирующего средства. В первую очередь обработке подвергаются наиболее уязвимые подвижные части, а потом уже можно слегка пройтись и по другим комплектующим.

Итак, проще всего использовать спрей для консервации лодочного мотора. Достаточно несколько раз пшикнуть и средство осядет на комплектующих. Если же используется для консервации мотора смазка, то ее следует наносить ровным слоем, а мелкие детали обрабатывать с помощью кисточки. Обычно начинают обработку с нанесения защиты на карбюратор и его крепления, наиболее подверженные коррозии. Далее обрабатывают блок цилиндров, нанося на каждый примерно по 60 мм консерванта. Потом уже защищают остальные металлические детали, в том числе и сам корпус.

Если двигатель использовался только на пресных водоемах, то этим можно и ограничиться. Но если вы любитель морских поездок, то не будет лишним защитить от окисления и другие уязвимые части движка. Например, используя кисточку нанести защиту на резиновые и пластиковые компоненты, аккуратно обработать изоляцию проводов и т.д. Эти действия помогут предотвратить разрушительное влияние осевших солей и сохранить ресурс мотора.

А после того как аэрозоль, смазка или жидкость для консервации лодочных моторов полностью нанесена, дайте ей немного «схватиться» на открытом воздухе, оставив двигатель в вертикальном положении на 30-60 минут. После этого движок можно упаковывать в пакет или чехол и с чувством выполненного долга оставлять на зимнее хранение. Правда, нужно еще правильно подобрать помещение, т.к. здесь тоже есть важные нюансы. Рассмотрим их.

Хранение лодочного мотора зимой

Где и как хранить мотор в межсезонье

Обычно консервация лодочного мотора на зиму проводится в стационарных условиях, т.е. двигатель оставляют теплом сухом помещении и не трогают до начала сезона. Это идеальные условия для сохранности максимального ресурса движка. Но таким помещением располагают отнюдь не все владельцы лодок и катеров, поэтому стоит рассмотреть и другие варианты.

Так, многие хранят двигатели в гараже, сарае или просто рядом с домом под навесом. Такие условия чреваты перепадом температур и образованием конденсата внутри мотора. Поэтому, если другого места для хранения нет, нужно как минимум плотно обернуть мотор брезентом или купить утепленный чехол. Также, после сильных заморозков не поленитесь при оттепели повторно смазать комплектующие консервантом.

Отдельно отметим способ хранения лодочного мотора. Двигатель обязательно должен быть приведен в вертикальное положение, для чего нужно либо сделать стойку под движок, либо купить специальную тележку для мотора. Если же обеспечить вертикальное хранение нет возможности, допускается горизонтальное размещение. В таком случае мотор кладут на бок на сторону румпеля, но периодически все-таки рекомендуется приводить движок в положение «на попа».

И, наконец, распространён способ хранения лодочных двигателей в квартире. В таком случае сразу исключаем балкон, т.к. там опять же часты перепады температур. Лучше замотать движок в пакет или ткань и оставить в сухом помещении, например, в кладовке, гардеробной или просто в шкафу. При этом не забывайте о том, что ПЛМ не любит горизонтальных положений, поэтому хранение под диваном, на антресолях и т.п. исключено.


Успехов!

Другие статьи по теме

Ссылка на основную публикацию