Лодка «Днепр» — конструкция, технические характеристики, отзывы владельцев


Советское судостроение породило много образцов водомоторной техники, и что примечательно, многие суда до сих пор на ходу и пользуются популярностью. Некоторые подобные модели мы рассматривали в соседних статьях, сейчас же отдельного обзора удостоилась лодка «Днепр», которую и сегодня можно лицезреть на реках и озерах нашей страны. В статье поговорим об истории разработки судна, рассмотрим его технические особенности и конструкционные решения, а также обратим внимание на отзывы владельцев. Так что в материале вы найдете все необходимые сведения, чтобы понять, стоит приобретать такое судно или нет.

Лодка Днепр

Что из себя представляет лодка «Днепр»


Алюминиевая лодка или, как некоторые говорят, катер «Днепр» представляет собой походно-прогулочное судно, предназначенное для эксплуатации с подвесным лодочным мотором. В свое время на это плавсредство возлагали большие надежды: разработчики старались наделить лодку оптимальным соотношением ходовых и скоростных качеств. Рассмотрим подробнее задумку инженеров и узнаем, насколько удалось ее конструкционное воплощение.

История создания лодки и использование в наши дни

Замысел о проектировании судна появился в 1970 году. К тому времени выпускаемая Херсонским судостроительным заводом лодка «МКМ» значительно устарела, и в сжатые сроки требовалось предоставить ей улучшенную замену. Сперва на заводе шли разговоры о поставке на конвейер уже получивших популярность «Крыма» и «Оки», но конструкторы С.С. Бублик и Н.П. Свириденко сумели убедить руководство в целесообразности разработки собственной модели.

Перед инженерами стояла задача сконструировать походное судно для широкого использования и при этом оснастить его мореходными качествами и уверенным выходом на глисс. Этап проектирования прошел довольно быстро, но практические испытания задержали выход «Днепра» в масштабное производство. Комиссия вынесла опытному образцу 24 замечания, которые усилиями создателей лодки и примкнувшего к ним инженера ЦКБ «Нептун» И.С. Курочкина, удалось исправить в кратчайшие сроки.

И вот положительное решение о запуске серии получено, осталось откатать последние часы испытаний. Но тут конструкторов вновь ждал неприятный сюрприз: пошли трещины у продольных реданов и выяснилось, что днище деформируется от получаемых нагрузок. Пришлось отказаться от эргономичной конструкции и использовать штампованные гофры.

В итоге моторная лодка «Днепр» успешно окончила все испытания, и в 1973 году состоялся первый выпуск судна с конвейера судостроительного завода в городе Херсон. Масштабное производство продолжалось в течение нескольких лет, а за достойные ходовые характеристики лодка была высоко оценена потребителями. Но в 1980-ых годах произошел резкий взлет цен, предложение превысило спрос на моторки и производственную линию пришлось закрыть. Тем не менее «Днепр» остался востребованной лодкой, и даже сейчас такие судна встречаются на водоемах.

Лодка Днепр старые фото


Отличительные особенности сборки

Характерные черты лодок «Днепр» выражены не только техническими характеристиками, с которыми мы ознакомимся чуть позже, но и конструкционными особенностями.

Изготавливалось судно замкнутым производственным циклом, при этом Херсонский завод сам производил все комплектующие: весла, сиденья и т.д., вплоть до тентов, дуг и стекол. Таким образом, собиралась лодка «Днепр» в несколько этапов:

  1. Компоновка обшивки. Первыми на рабочую поверхность выкладывают дюралюминиевые листы. Затем штампуются гофры для палубы и бортов, а также высадки на транец. Далее сгибаются профили, и проводится сварка элементов.
  2. Оксидирование. Во время процедуры заготовки сперва обрабатывают специальной защитой от коррозии, после чего дают просохнуть и покрывают грунтом.
  3. Достройка и наполнение оборудованием. Корпус получает дополнительные комплектующие для разных секций. В частности, устанавливаются носовая палуба, привальный брус, рулевое управление и т.п.
  4. Покраска. Окрашивали корпуса на отдельном конвейере. При этом предварительно лодку еще раз грунтовали, а затем в два слоя покрывали водостойкой краской.

На этом судно было полностью готово поступить в руки потребителю. Весла, как уже отмечалось, шли в комплекте поставки, а для скоростных прогулок потребителями отдельно приобретался мотор для лодки «Днепр». Чаще всего им становился отечественный «Вихрь» на 20-25 л.с.

Технические характеристики

Нюансы сборки в судостроении очень важны, но народную славу, конечно, дали словосочетанию «лодка Днепр» технические характеристики. Рассмотрим, чем же покоряли эти судна водомоторников в 70-80-ые, и почему «Днепры» удовлетворяют по ходовым качествам современных любителей водных прогулок.

Конструкция и внешний вид

Мотолодку «Днепр» старались проектировать под быстрый выход на глиссирование, поэтому нюансы конструкции связанны именно с этим фактором. Так, корпус исполнен из дюралюминиевых листов толщиной в 1 мм на бортах и 1, 5 мм на днище, скрепленных в наклепку. Для большей жесткости борта оснастили поперечным набором, дно укрепили стрингерами и флорами. При этом корпус получил остроскулые обводы и носовую часть, а днище обрело повышенную килеватость (14, 5° у транца), которая позволяет судну мягко разбивать волны. Но недостатком такой конструкции стала валкость: лодку нередко заливает водой при стоянке.

За непотопляемость катера отвечают герметичные отсеки, расположенные в кормовой и носовой частях. Для хранения канистр с топливом предусмотрена подмоторная ниша с кормовым багажником, отделенным от кокпита специальной перегородкой. Также есть небольшое место под багаж на носу судна. Гордостью конструкторов стал жесткий транец «Днепра», который отдельно штамповали из цельного листа металла.

Габаритные размеры судна насчитывают 4, 4 м длины и 1, 6 м ширины. Масса лодки с оборудованием составляет 190 кг, при этом допустимая грузоподъемность 400 кг. В качестве пайола используется фанерная доска, минимально утяжеляющая плавсредство. В задней части корпуса предусмотрена ручка для удобства транспортировки лодки.

Технические характеристики лодки «Днепр»

Кокпит и управление

Внутреннее пространство салона у носовой части оснащено водительским и пассажирским мягкими сиденьями, а корма оборудована диваном, на который можно посадить еще 2-3 человека. Таким образом, на лодке «Днепр» допустимо перевозить до 5 пассажиров. Кроме того, передние сиденья можно разложить, обустроив комфортное место для вынужденного ночлега в лодке.

Также отметим, что из кокпита есть свободный доступ к обоим багажникам, а между 5 и 6 шпангоутами дополнительно сконструированы бортовые шкафчики. В них можно хранить подручный инструмент и мелкие снасти.

Управление «Днепром» дистанционно рулевое, при этом расположение «баранки» покупатель выбирал самостоятельно: сборка могла быть правосторонней или левосторонней. В отзывах многие пользователи отмечают, что лучше выбирать правый руль, т.к. он компенсирует крен лодки во время поворотов.

Кокпит катера Днепр

Ходовые качества

По параметрам хода отличают моторную лодку «Днепр» следующие характеристики.

  1. Мореходность. На судне разрешен выход в прибрежные зоны морских акваторий с удалением от берега на 3 км. При этом рекомендуемая высота волн – до 50 см, хотя по уверениям владельцев лодка хорошо справляется и с волнами в 70 см. При таких условиях «Днепр» показывает достаточную устойчивость, высокую маневренность и быстрый выход на глисс.
  2. Скорость. С движком на 25 л.с. лодка развивает скорость до 37 км/ч. При этом если увеличить нагрузку с одного до 4-5 пассажиров, то разница в скоростях будет довольно мала: 34 км/ч с максимальной нагрузкой против 37 км/ч на «легком» ходу.
  3. Подвесной мотор. Подбор мотора на «Днепр» довольно сложен, т.к. транец проектировали под отечественные «Вихрь» и «Нептун», а современные импортные ПЛМ от них сильно отличаются. По паспортным данным на «Днепров» допустима установка моторов до 30 л.с., но предпочтительнее вариант в 25 л.с. С 20 «лошадями» ухудшается глиссирование, а более 30 «лошадок» заставляют лодку дельфинировать.
  4. Реданы. Поскольку продольные реданы исключили из заводской сборки, у судна ухудшились скоростные показатели и проявилось «дельфинирование» при разгоне. Дополнительный монтаж реданов исключит эти проблемы и значительно улучшит скоростной ход «Днепра».

Вот такие лодка «Днепр» характеристики получала на выходе с конвейера. Теперь узнаем, насколько конструкторские решения оказались выигрышными в реальной жизни.

Преимущества и недостатки лодки «Днепр»

Предлагаем изучить плюсы и минусы Херсонской моторки с помощью сравнительной таблицы.

Катер «Днепр» (Херсонский судостроительный завод)
Преимущества Недостатки
Мореходность Малая прочность днища, высокая подверженность деформации
Жесткий транец Транец слишком низкий, поэтому под современные моторы с длинной «ногой» приходится заниматься его перестройкой и регулировкой. Кроме того, нет возможности разместить два мотора.
Пассажировместимость до 5 человек Малая вместимость груза, т.к. цельный пайол закрывает доступ в подсланевое пространство.
Устойчивость и плавучесть (нет зарываний, зарыскиваний) Гермоотсеки отнимают багажное пространство.

Таким образом, ходовые качества «Днепра» хороши, а над удобством эксплуатации лодки владельцем придется «поколдовать», т.е. провести тюнинг, устраняя уязвимости и просчеты конструкции.

Отзывы владельцев

Если судить по обсуждениям на форумах и сообществах водомоторников, то лодка «Днепр» отзывы владельцев получает положительные, но не без упоминания перечисленных выше минусов. В целом отмечается, что «Днепров» стоит брать для хождения по водоемам с высокой волной, т.к. здесь они показывают все свои плюсы по мореходности. В остальных случаях можно обойтись и покупкой других советских аналогов, которые отличаются более прочной конструкцией.

Удачного выбора и попутного ветра!


Ссылка на основную публикацию