Лодочный мотор российского производства — марки, преимущества и недостатки

Двигатель для лодки ведущая сила, поэтому следует внимательно относиться к выбору модели мотора. Безусловными лидерами на рынке считаются японские и американские производители, однако не каждому владельцу малой лодки или катера по силам купить импортные движки. Ведь в цену зарубежных приборов заложены не только характеристики и материалы, но и транспортировка, расходы посредников и т.п. Поэтому в условиях стесненных финансов есть смысл приобрести лодочный мотор российского производства. Тем более что по характеристикам отечественная техника не всегда уступает импортной, а цена на нее значительно ниже. Итак, рассмотрим, что предлагает водомоторникам наша промышленность, и насколько велики различия между зарубежными и русскими двигателями.

Виды и марки российских лодочных моторов

Импортные движки полюбили за качественное исполнение, мощные характеристики и стабильную работу. Этими же критериями стремятся завоевать доверие широких масс и лодочные моторы в России. Заводы-изготовители стараются учитывать запросы пользователей и выпускать на рынок движки с оптимальным сочетанием конструкционных особенностей, рабочих параметров, долгосрочности и цены изделия. Поэтому российские производители лодочных моторов выпускают модели, различающиеся по:

  1. Количеству тактов: двухтактные и четырехтактные.
  2. Диапазону мощностей: от 2, 5 до 90 и более лошадиных сил.
  3. Числу цилиндров: одноцилиндровые, двухцилиндровые и с тремя цилиндрами.
  4. Типу стартера: запуск ручной с румпелем, электростартер, смешанный тип.

В общем, если задаться целью и хорошо поискать, можно найти подходящий отечественный двигатель для лодки любых габаритов. Тем более что заводов, изготавливающих русские лодочные моторы, насчитывается несколько десятков. Для представления о разнообразии приведем несколько примеров наиболее знаменитых производителей водомоторной техники в России.

Вихрь

Популярные моторы для лодок российского производства. В линейке представлены модели на 20, 25 и 30 л.с., оснащенные ручным или электрозапуском. Все устройства двухтактного типа с двумя рабочими цилиндрами и петлевой продувкой. Горючее проходит в картер через узел с текстолитовыми золотниками. Двигатель охлаждается водопомпой, набирающей воду прямо из водоема. Отметим, что у приборов отсутствует термостат, и этот момент несколько ухудшает работу системы охлаждения.

Из плюсов «Вихря» также стоит выделить энергосбережение, ремонтопригодность, надежный и стабильный ход. Из минусов: совместимость только с российскими деталями, нерегулируемый карбюратор и большое гидродинамическое сопротивление. По стоимости движки этой фирмы оцениваются в пределах 50 000 – 57 000 рублей.

Лодочный мотор российского производства Вихрь

Парус

А эти подвесные лодочные моторы российские только отчасти: комплектующие движков изготовлены в Китае, и русские мастера лишь занимаются сборкой готовых устройств. Модельный ряд здесь довольно широк: есть и двух-, и четырехтактные образцы, одноцилиндровые движки и устройства на 2 цилиндра. Большой разброс и по мощности: от 2, 6 л.с. до 60 л.с.

Наши водомоторники полюбили «Парус» за приемлемое качество, достойный набор характеристик, доступность запчастей и, конечно же, за малые цены. Самую простенькую модель движка можно приобрести всего за 22 000 рублей.

Лодочный мотор российского производства Парус
Лодочные моторы Парус представлены на рынке в довольно широком ассортименте

Нара

Двигатель с таким названием выпускают российские производители лодочных моторов из города Наро-Фоминск. Модель рассчитана на мощность в 4, 7 лошадиных сил, имеет 4 рабочих такта и 1 цилиндр. Работает агрегат на бензине марки А-92, для смазки рекомендовано масло 15W40. Система зажигания электронная, с маховичным генератором (магдино).

Движок «Нара» характеризуют как относительно мощную «рабочую лошадку», т.к. лодку с грузом массой в 400 кг прибор тянет со скоростью более 6 км/ч. При этом масса самого мотора всего 15 кг. Также из достоинств двигателя владельцы отмечают возможность использования на мелководье: с «Нарой» лодка свободно движется даже при глубине водоема в 0,5 м. По цене аппарат тоже вполне доступный – стоимость от 35 000 за один экземпляр.

Лодочный мотор Нара

Ветерок

Двигатели на лодку марки «Ветерок» известны многим любителям водных походов еще с советских лет: Ульяновский моторный завод выпускает их с 1964 года. За это время агрегаты вполне доказали свою надежность и показали достойные ходовые качества. Такие устройства использовались на лодках самых разных типов: хозяйственных, туристических и даже спортивных.

Сегодня российские лодочные моторы «Ветерок» представлены 4 моделями с диапазоном мощностей от 8 л.с. до 15 л.с. Все движки предназначены для установки на транец высотой до 38 см, и хорошо тянут лодки средних габаритов с пассажировместимостью до 4 человек. Также отметим, что агрегаты работают на бензине, имеют массу в 25-27 кг и могут свободно использоваться для выхода в акватории с соленной водой. Для покупки одной из моделей от фирмы «Ветерок» достаточно бюджета в пределах 45 000 – 50 000 рублей.

Возможно будет интересно:  Лодочный мотор Хонда: цены, преимущества и недостатки, характеристики моделей

Лодочный мотор Ветерок

Нептун

Выпуском этой марки уже на протяжении многих лет занимается Московское машиностроительное предприятие. Двигатели «Нептун» отличаются широким ассортиментом, в котором представлены модели с ручной и электрической системами зажигания, мощностью от 23 до 30 л.с. Всего модификаций более десятка, поэтому легко подобрать движок, подходящий под параметры судна и потребности судовладельца.

Помимо широкого модельного ряда в отзывах о «Нептуне» пользователи отмечают удобство эксплуатации, надежную работу и наличие нестандартных решений. Например, разработчики предлагают возможность использования удлиненного дейдвуда и установки дистанционного управления. Также московские двигатели на лодку ценят за доступные запчасти, несложный ремонт и приемлемые цены.

Российский лодочный мотор Нептун

Бийск

Моторы лодочные отечественные из города Бийск, поставленные на серийный выпуск в 90-ые годы прошлого века. Сегодня производство штучное и осуществляется на заказ. По сути данная марка представлена одной моделью – «Бийск-45М». Также разрабатывался новый образец на 60 л.с., но в серийное производство он запущен не был.

Итак, модель 45М отличается следующими характеристиками:

  • Мощность 45 л.с., макс. число оборотов 5500;
  • 2 такта работы;
  • 3 цилиндра с возвратно-петлевой продувкой;
  • Собственная масса 72 кг;
  • Смешанная система запуска (электростартер + ручной пуск при помощи шнура);
  • Только дистанционное управление (румпель не предусмотрен);
  • Охлаждение забортной водой с помощью водной помпы;
  • Гребной винт оснащен 3 лопастями.

Кроме того, для такой мощности на «Бийск-45М» поставлена низкая цена – 50 000 рублей. Это почти вдвое меньше, чем импортные движки с аналогичными характеристиками.

Однако, у данной модели есть и ряд недостатков. Пользователи отмечают отсутствие термостата, нестандартные крепления, большое сопротивление, сложность обслуживания из-за дефицита деталей. Все-таки производство не массовое, и находить запасные комплектующие довольно проблематично, даже несмотря на то, что некоторые узлы «Бийска» идентичны с более распространенным «Вихрем».

Российский лодочный мотор Бийск

Кама

Еще одно совместное российско-китайское производство. На данный момент на рынок под маркой «Кама» выпущено всего две модели лодочных двигателей: на 2,6 л.с. и на 15 л.с. Оба прибора бензиновые, двухтактные, с румпельным управлением и ручным запуском.

Движок на 2, 6 л.с. оптимален для установки на ПВХ лодки малых габаритов. Мотор оснащен регулировкой наклона, весит 12 кг, выдает 5200 оборотов и расходует 1, 4 л. горючего за час. При этом двигатель имеет удобные габариты, что позволяет использовать его на мелководье и перекатах. Стоимость модели от 15 000 рублей.

А двигатель «Кама» на 15 л.с. весит 36 кг, расходует 7, 9 литров топлива в час и способен выдавать до 5 500 оборотов. Кроме того, движок оснащен 3 передачами (вперед/назад/нейтральная) и трехлопастным гребным винтом. Цена вопроса – 57 000 рублей.

Лодочный мотор Кама

Импульс

А самые мощные российские подвесные лодочные моторы, пожалуй, выпускают в подмосковном городе Бронницы. Здесь обосновалась моторная компания «Импульс», которая поставила на серийное производство четырехтактные движки для лодок мощностью в 90, 115 и 135 л.с. Таких показателей разработчикам удалось добиться благодаря тому, что за основу силового блока они взяли уже зарекомендовавший себя автомобильный мотор фирмы ВАЗ. К слову, такой метод вовсе не уникален: по аналогии с автодвижками выполнены многие импортные ПЛМ.

Но не только высокая мощность выделяет российских «Импульсов» в длинном ряду лодочных моторов. Двигатели этой марки целенаправленно проектировали под условия отечественных водоемов, многие из которых мелководные, узкие и порой вовсе не судоходные. С «Импульсом» все эти неприятности катеру будут нипочём, тем более что в качестве главного движителя выступает не гребной винт, а водомет, существенно улучшающий ходовые параметры судна.

В общем, и по качеству исполнения, и по техническим параметрам «Импульс» – двигатели экстра-класса. Но, как известно, за самое лучшее и платить нужно соответственно: цена данной продукции начинается от 290 000 рублей.

Лодочные моторы Импульс

Возможно будет интересно почитать:

Отличие моторов иностранных производителей от российских

Теперь, когда мы получили представление о водомоторном рынке в России, попробуем провести аналогию между нашей техникой и импортной. Итак, рассмотрим, чем же отличаются российские лодочные моторы от зарубежных аналогов.

Плюсы российских моторов

Начнем с положительных сторон отечественной продукции. Здесь можно выделить несколько критериев.

  1. Разработки, проверенные временем. Да, первый плюс наших моторов именно в уже доказанной надежности. Многие двигатели успешно работают уже на протяжении десятков лет, а использование советских технологий при сборке моделей новейшего поколения обеспечивает своеобразную преемственность стабильной работы.
  2. Ценовая доступность. Как уже отмечалось, при покупке зарубежных аппаратов оплачивается не только сам прибор, но и доставка, услуги посредников, валютная разница и т.п. А когда производит лодочные моторы Россия, в стоимость включают только расходные материалы, сборку и наценку от продавца.
  3. Адаптация к российским условиям эксплуатации. Существенный параметр, который включает в себя и «подстройку» под специфику водоемов, и легкий поиск запчастей, и даже возможность использования дешевого отечественного горючего. Наличие перечисленных возможностей, конечно, дает большое преимущество движкам для лодок российского производства.
  4. Новые технологии. И этот момент присутствует в отечественной промышленности. Яркий пример – лодочные двигатели «Импульс», позаимствовавшие мощность и надежность от автомобильного ВАЗа. Конечно, на них довольно высокая цена, но зато какие возможности для улучшения хода судна! Да и над износостойкостью производитель потрудился на славу, так что такой движок точно прослужит долго и вполне сумеет себя окупить.
  5. Разнообразный ассортимент. А этот фактор, конечно, спорный. В целом российский рынок предлагает потребителям моторы от 2,6 л.с. до 135 л.с. Но, если говорить откровенно, в популярных категориях на 5 л.с., 9 л.с., 15 л.с. порой ощущается недостаток модельного ряда. Тут еще стоит добавить, что не каждая отечественная модель подойдет под транец маломерных суден.
Возможно будет интересно:  Лодочные моторы HDX - преимущества и недостатки, обзор моделей

Перечисленные качества, пожалуй, топ-5 причин, почему стоит выбрать лодочный мотор из России. Но, в любой бочке меда найдется ложка дегтя, поэтому ознакомимся и с недостатками русской техники.

Минусы русских лодочных моторов

Честно говоря, негативных сторон у отечественной продукции тоже отнюдь не мало. С мелкими недочетами, конечно, можно смириться, но есть и довольно ощутимые минусы. Приведем главные недостатки, которые чаще всего встречаются в отзывах потребителей.

  1. Проблемы с обслуживанием. Казалось бы, ремонт российской продукции должен быть куда легче, чем обращение в сервисный центр за импортными комплектующими. Но практика показывает, что этот вопрос довольно актуален и причин здесь несколько. Одни модели сильно устарели и больше не выпускаются, соответственно, на них детали можно найти только на вторичном рынке, который опять же не перенасыщен предложением. Другие агрегаты выпускаются под заказ, и выпросить у завода-изготовителя отдельную деталь еще надо постараться. А третьи и вовсе обладают нестандартными свойствами, и им крайне сложно подобрать аналогичную замену.
  2. Не всегда оптимальное соотношение параметров. Грешат лодочные моторы отечественного производства и эргономичностью. Например, при сравнении с зарубежной техникой аналогичной мощности, наши движки зачастую обладают большим весом и расходом топлива.
  3. Завышенная цена. И такой неприятный момент характерен для некоторых моделей российской водно-моторной техники. Поэтому при выборе двигателя на свою лодку не поленитесь сопоставить стоимость отечественного прибора с импортным аналогом. Цена на российские движки должна быть значительно ниже, т.к. нет дорогой поставки и длинной цепочки дилеров-ритейлеров.
  4. Отставание от современных тенденций. Тоже значимый фактор, особенно при нынешнем ускоренном темпе смены технологий. Сегодня хороший лодочный двигатель должен быть и экологичным, и высокоэффективным, и с мощным генератором, чтобы была возможность питать бортовые огни или подключать рыбацкие гаджеты.
  5. Подмена понятий. Этот критерий, конечно, скорее морального плана, но все же такая претензия часто проскальзывает на форумах водомоторников. Речь идет о совместных производствах, а точнее даже о том, когда на полностью китайские приборы наклеивают русифицированное название и выдают их за произведение отечественной промышленности. С одной стороны, вроде бы и ничего незаконного, просто смена логотипа для привлечения внимания российских пользователей. Но, если взглянуть под другим углом, отчасти это обманная уловка. Ведь лозунг «поддержим отечественного производителя» довольно крепко сидит в умах, и поэтому между условным китайским образцом и российским мотором многие выберут именно русский движок.

Вот так непредвзятым взглядом выглядят обе стороны медали российских лодочных моторов. Нельзя сказать, что наши много уступают зарубежным или, наоборот, дают фору: все зависит от параметров конкретной модели. Вообще, не стоит предвзято относиться к изделию только из-за штампа с указанием страны производства. Лучше «зрить в корень» и выбирать достойный двигатель, исходя из технических параметров и отзывов пользователей на данную модель. И сейчас кратко расскажем, на какие характеристики движков нужно смотреть прежде всего.

На что стоит обратить внимание, выбирая лодочный мотор российского производства

Критерии выбора лодочного мотора из России или Зарубежья аналогичны. Для удачной покупки необходимо сделать несколько шагов:

  1. Учесть предполагаемые условия эксплуатации (тип водоема, глубину, характер вод, скорость течений).
  2. Выделить важнейшие качества движка (высокая скорость, мощная тяга грузов, экономичный расход топлива, мощность, максимальное кол-во оборотов, рабочий объем в куб. см).
  3. Выбрать подходящий тип запуска (электроника, ручной или смешанный режим).
  4. Определиться с удобным режимом управления (ручное румпельное, с ножной педалью, дистанционное).

Как видно, опять же достойный движок подбирается по параметрам судна и выдвигаемым пользователем требованиям, а не по месту производства.

Удачного выбора и попутных ветров!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector