Лодочные моторы четырехтактные — преимущества и недостатки, популярные модели

Для водомоторника двигатель на лодку по важности равнозначен самому судну, ведь он отвечает за все ходовые характеристики плавсредства. Так что к выбору мотора лодочники подходят очень щепетильно и ответственно, постоянно взвешивая все за и против. Критериев выбора много, и один из основных – режим работы двигателя. Различают лодочные моторы четырехтактные и двухтактные, причем споры о том, какой тип работы лучше, доводят бывалых лодочников до хрипоты. Мы тоже решили разобраться в этом вопросе, и сегодня выясним, чем отличается подвесной четырехтактный лодочный мотор от двухтактника в лучшую и худшую стороны. Кроме того, приведем небольшой рейтинг популярных 4-х тактных моделей и обсудим нюансы индивидуального выбора.

Лодочные моторы четырехтактные

Чем выделяются лодочные моторы четырехтактные

Для начала разберем основные характеристики, которыми обладает типичный 4-х тактный лодочный мотор, и проведем их небольшое аналитическое сопоставление с параметрами двухтактных моделей.

Краткое описание и объяснение принципа работы

Как уже понятно из названия, двигатель на 4 такта, – это лодочный мотор, в котором подача топлива, процесс прогорания и выхлоп газа происходят ровно за 4 поршневых движения. Такая технология обеспечивает малошумную и более ровную работу агрегата, но требует усложнения конструкции устройства. В отличие от ручного приготовления горюче-масляной смеси для 2-ух тактных двигателей, здесь уже действует полноценная автоматическая система смазки с заливом топлива в картер. Соответственно, такой мотор выходит дороже по себестоимости, а также нуждается в более трудоемком сервисном обслуживании, чем двухтактник.

По ходовым качествам 4-х тактные моторы для лодок обеспечивают стабильное и плавное передвижение при любых оборотах. При этом регулировка скорости максимально простая: нужно просто сбавить «газ», после чего чуткая система моментально отзовется плавным, но быстрым снижением скорости. Такой же принцип действует и для разгона лодки, правда здесь стоит отметить, что четырехтактник набирает обороты немного медленнее двухтактного агрегата. Связано это опять же со стабильной и плавной работой: резкие скачки современному высокотехнологичному оборудованию ни к чему, да и разница по времени разгона не столь существенна. Кроме того, плавные ускорения и ровный ход позволяют существенно экономить на потреблении мотором горючего.

Работа четырехтактного двигателяВот так выглядит работа 4-хтактного движка, если говорить о ней вкратце. Но для тщательного сравнения, конечно же, нужен более детальный анализ, который и предлагаем провести прямо сейчас. Рассмотрим, в чем конкретно выигрывают и проигрывают четырехтактники двухтактным лодочным двигателям, а также постараемся выяснить, влиянием каких факторов объясняется эта разница.

Преимущества двигателей четырехтактных

Итак, 4х-тактный лодочный мотор отличается измененной конструкцией, за счет которой агрегат получает следующие преимущества.

  1. Малый шум при работе. На холостом ходу движки 4т бесшумны, а при малых и средних оборотах (1000-4000) выдают шумы минимальной силы. Однако, при работе на больших оборотах уровень шума четырехтактников почти сопоставим с аналогичными двухтактными моделями. Разница столь незначительна, что в цифровом выражении составляет порядка 2-3 децибел. Тем не менее не стоит умалять бесшумность работы на малых и средних оборотах, т.к. на максимальных скоростях ходят не так часто, а вот тихий и средний ход используются повсеместно. Кроме того, для рыболовной ловли, особенно троллинга, этот фактор и вовсе может стать решающим.
  2. Экономия топлива. Как показывает исследовательская статистика, за счет технологичной работы средний расход горючего у японских 4-х тактных моторов снижается на 20%. Это бесспорное преимущество, но также важно отметить уязвимость деталей, узлов и агрегатов двигателей к качеству топлива. Крайне не рекомендуется заправлять лодочный движок 4т низкокачественным топливом, т.к. это негативно повлияет на показатели мощности и стабильности работы. Кроме того, следует оберегать бензобак от попадания воды: даже незначительные брызги могут вызвать коррозию и губительно сказаться на слаженной работе всех механизмов.
  3. Автоматизм работы. Под этим фактором подразумевается отсутствие необходимости в приготовлении бензино-масляной смеси. Например, для большинства двухтактников нужно заранее вручную смешивать топливо и масло в определенных пропорциях, и только после этого заливать бензин в бак.
  4. Забота об экологии. Теоретически предполагается, что топливо за ход поршня должно полностью прогореть в камере. Но на практике достичь такого эффектам конструкторам ПЛМ пока не удалось: остатки непрогоревшего горючего все равно попадают в выхлопной газ. И если у 4т лодочных моторов доля вредных веществ в выхлопе минимальна, то 2т движки считаются крупными загрязнителями окружающей среды. У них масло для смазки коленвала попадает камеру, не прогорает, и в результате выхлопа попадает прямо водоем! Поэтому в США и ряде стран Европы даже законодательно запрещено использование подобных агрегатов.
  5. Привлекательный дизайн. В силу того, что моторы лодочные 4х-тактные символизируют новейшие технологии, то и внешний вид им придают соответствующий. В противовес этому двухтактные двигатели, откровенно говоря, дизайном корпуса вовсе не блещут.
Возможно будет интересно:  Лодочные моторы Микатсу (Mikatsu): история бренда, моторы, отзывы владельцев

Также в число плюсов можно записать тот факт, что ресурс 4т моторов ввиду аккуратной работы менее поддается износу. А это значит, что прослужит такой агрегат дольше двухтактного двигателя, но, естественно, при условии правильной эксплуатации.

Недостатки четырехтактников

Имеет подвесной четырехтактный лодочный мотор и ряд существенных минусов, за счет которых и длится вечный спор о превосходстве 4т или 2т движков. В числе негативных свойств четырехтактников отмечают:

  1. Увеличенные габариты и вес. Модели двигателей с 4 тактами работы содержат больше комплектующих, за счет чего их размеры и масса больше. И если по габаритам расхождения с двухтактными движками не столь значительны, то по массе 4т моторы тяжелее на 10-20%. Если лодка пластиковая или алюминиевая и хранится на прицепе в гараже, то здесь вес и габариты не играют большой роли. А вот на надувных ПВХ лодках лишний вес сильно сказывается: и мотор нужно постоянно снимать/устанавливать, и на грузоподъемность лишняя масса влияет, и правильное распределение нагрузки на борту становится труднее соблюдать.
  2. Трудности в хранении и транспортировке. Как уже отмечалось, четырехтактные лодочные моторы лучшие по топливной системе, т.к. масло подается автоматически. Но минус такой технологии в том, что хранящееся в картере масло при неправильном положении мотора может вытекать. Поэтому перевозить и хранить 4т мотор можно только строго в вертикальном положении, как это предписывает инструкция по эксплуатации. Опять же, одним владельцам такое требование вовсе не представляет трудности, а у других нет возможностей для такого специфичного хранения, поэтому лодочный мотор на 4 такта им не подходит.
  3. Необходимо профессиональное техническое обслуживание. Четырехтактники отличаются усложненной конструкцией, а простая логика дает понять, что чем больше у прибора деталей, тем больше вероятность поломки. Соответственно, нужно ежегодно проводить профилактическую диагностику устройства, чтобы убедиться, что все узлы и агрегаты функционируют нормально. И здесь еще есть нюанс: если японские 4х тактные лодочные моторы берут на диагностику во всех сервисах, то, например, с китайскими малоизвестными брендами могут возникнуть сложности. Не каждый мастер возьмется за профосмотр незнакомого устройства, а о самостоятельном ремонте и говорить нечего. Правда, если в моторах вы «дока», то тогда уже вообще неважно брать 4т или 2т мотор на лодку. В любом случае приборы окажутся в надежных и руках.
  4. Высокая стоимость. Как следствие новых технологий, мощных параметров и современного дизайна, цены 4-ех тактных лодочных двигателей выше на 15-20%, если сравнивать их со стоимостью аналогичных по мощности двухтактников. Надо заметить, что здесь многое зависит от конкретного бренда, т.к. в одном случае цена моделей может различаться вдвое, а в другой линейке разница между 4т и 2т двигателем составит всего 10 000 – 15 000 рублей. Тем не менее переплачивать за мотор рекомендуется только в том случае, если ключевые отличия четырехтактника реально важны для эксплуатации.

Вот так выглядят приблизительные списки преимуществ и недостатков лодочных двигателей, работающих в 4 такта. Положительная или негативная сторона здесь перевешивает – каждый потребитель решает самостоятельно, т.к. требования к моторам у каждого свои.

Лучшие 4-х тактные лодочные моторы

А теперь для тех читателей, кто точно остановил свой выбор на покупке четырехтактного двигателя для лодки, представляем небольшой рейтинг популярных моделей. Не станем громогласно заявлять, что это лучшие четырехтактные лодочные моторы, но одни из самых востребованных уж точно!

HONDA BF2,3D6 SCHU

Японский маломощный движок, отлично подходящий для использования на малых одно- и двухместных лодках. Прибор отличается скромными и удобными габаритами (вес 12,4 кг), сочетающимися с относительно мощными показателями. Данная модель марки Honda имеет 2, 3 л.с. и один цилиндр, способный работать на 5 000 – 6 000 оборотов. Устройство оснащено карбюратором, транзисторным зажиганием, трехлопастным гребным винтом и системой водяного охлаждения. Управление румпельное, с возможностью переключения 3 передач: вперед – нейтральное положение – назад. Топливный бак встроенный, объемом на 1 литр бензина. Цена изделия: 70 000 рублей.

Возможно будет интересно:  Установка лодочного мотора и регулировка углов и высоты

Четырехтактный лодочный мотор HONDA BF2,3D6 SCHU

Лодочные моторы четырехтактные Yamaha F5AMHS

Лодочные моторы на 5 л.с. 4-тактные – особо популярный сегмент, ведь лимит в 5 лошадей позволяет не регистрировать лодку в ГИМС. Претендентов на лидерство здесь очень много, но мы выбрали для обзора модель от старейшего японского бренда.

Yamaha F5AMHS – настоящая рабочая лошадка с одноцилиндровым двигателем объемом в 139 кубов. Максимальное число оборотов находится в диапазоне 4 500 – 5 500, топливная система карбюраторная, охлаждение жидкостное. Тип управление – румпель, количество передач – 3. При установке на судно длиной 3,2 м мотор способен перевозить пассажиров со скоростью до 25 км/ч, а также быстро и легко выходить на глиссирование. Стоимость Ямахи 5 л.с. стартует от 70 000 рублей.

Лодочный четырехтактный мотор Yamaha F5AMHS

Mercury ME F 9.9 M

Мощныt двухцилиндровыt лодочные моторы четырехтактные от американского бренда Mercury. Рабочий объем движка превышает 200 кубов, лошадей насчитывает 9.9, число выдаваемых оборотов достигает показателя в 6 000. Управление мотором румпельное, коробка передач с реверсом, запуск ручной, топливный бак выносной, емкостью на 12 литров. Также в модели присутствуют системы безопасности: сигнализация о низком уровне масла и ограничитель оборотов. Возможно подключение генератора с напряжением 50 Вт. Цены на 4-х тактный лодочный мотор данной модели находятся в пределах 130 000 – 140 000 рублей.

Четырехтактный двигатель Mercury ME F 9.9 M

Suzuki DF-15

Универсальный и надежный лодочный мотор, без претензий на эксклюзивность и высокие технологии премиум-класса. Движок с 2 цилиндрами, рабочим объемом 327 см3 и 4 тактами работы. Система впрыска топлива инжекторная, что обеспечивает экономный расход горючего и удобство пользования прибором. Вес ПЛМ насчитывает 44 кг, заявленная мощность – 15 лошадиных сил. Электроники в Suzuki DF-15 используется по минимуму, что повышает надежность агрегата и облегчает ремонт. Кроме того, долговечность прибора обеспечивает многослойное защитное покрытие, предохраняющее корпус от коррозии, а также царапин и мелких механических повреждений. Цена – 150 000 рублей.

Возможно будет интересно почитать:

Nissan Marine NSF 30 EFI

Еще один мощный, практичный и экономичный четырехтактный движок японского производства. Оснащен 30 лошадями, 3 цилиндрами с общим рабочим объемом на 492 куба, генератором и выносным топливным баком на 25 литров. Также для данной модели Nissan Marine предусмотрели дистанционное румпельное управление, 3 режима передач и электронную систему впрыска топлива. Движок выдает 5000-6000 оборотов и способен безопасно передвигаться на мелководье. Стоимость агрегата начинается от 200 000 рублей.

Лодочный мотор Nissan Marine NSF 30 EFI

И это только малая часть популярных ПЛМ. Не обязательно покупать именно двигатель, входящий в 5 лучших четырехтактных моторов, перечисленных выше. Также можно приобрести лодочные моторы 4-х тактные от Mikatsu, Hidea, Tohatsu, Hangkai, Toyama и ряда других известных производителей. Может варьироваться и лошадиная сила: от 2, 5 л.с. для небольших одноместных ПВХ лодок до 300 л.с. для роскошных спортивных яхт. Все зависит от того, под какие требования и условия эксплуатации подбирается двигатель на лодку.

Как правильно выбрать 4-х тактный лодочный мотор

И напоследок озвучим несколько рекомендаций по выбору четырехтактника под конкретное плавсредство.

Прежде всего стоит обратить внимание на ограничение мощности ПЛМ, которое имеет данная моторная лодка. Например, обычно на миниатюрные надувные лодки разрешены моторы до 5 л.с., на двухместные суда до 10-15 л.с., а для крупногабаритных лодок и катеров это значение увеличивается до 30, 40 и более лошадиных сил. Точное значение максимальной мощности ПЛМ написано в техпаспорте лодки.

Далее обратите внимание на еще ряд ключевых особенностей движка:

  • Объем бензобака – влияет на автономность судна;
  • Длина ноги – подбирается под высоту транца, размер указывается в буквенном выражении или метрических единицах;
  • Тип управления – румпель, дистанционное, с возможностью контроля 1 рукой, ножная педаль и т.п.;
  • Количество передач – желательно наличие 3 направлений: вперед-назад и нейтральная передача, которая позволяет остановить движение лодки, но не глушить мотор;
  • Тип запуска – ручной, электростартер и смешанная система. Электростартер удобнее и быстрее, но в экстренной ситуации не помешает и наличие ручного режима.

Выберите четкие условия под каждый параметр и останется только подобрать модели, соответствующие выдвинутым требованиям. Когда сформируете список на 5-7 агрегатов, сравните их характеристики и изучите отзывы. Потихоньку отсеивая худших, вы и придете к выбору подходящего 4-ех тактного мотора для своей лодки.

Удачной покупки!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector